На главную

З.ФРЕЙД, Психология масс и анализ человеческого "Я"

I. ВВЕДЕНИЕ
 Противоположность между индивидуальной пси-
хологией  и  социальной  психологией  (или  психологией
масс),  кажущаяся на первый взгляд весьма значительной,
оказывается  при  тщательном исследовании не столь рез-
кой. Хотя индивидуальная психология построена на наблю-
дении над отдельным человеком и занимается исследовани-
ем тех путей,  идя которыми индивид стремится  получить
удовлетворение своих влечений,  однако при этом ей при-
ходится лишь изредка,  при определенных  исключительных
условиях,  не принимать во внимание отношений этого ин-
дивида к другим индивидам.  В душевной жизни одного че-
ловека другой всегда оценивается как идеал, как объект,
как сообщник или как противник,  и поэтому индивидуаль-
ная  психология с самого начала является одновременно и
социальной  психологией  в  этом  распространенном,  но
весьма  правильном  смысле.  Отношение индивида к своим
родителям, к братьям и сестрам, к своему любовному объ-
екту, к своему врачу, следовательно, все те взаимоотно-
шения,  которые до сих пор были преимущественно предме-
том психоаналитического исследования, могут быть оцене-
ны как социальные феномены и противопоставлены  некото-
рым  другим процессам,  названным нами нарцистическими,
при которых удовлетворение  влечений  избегает  влияния
других людей или отказывается от контакта с ними.  Сле-
довательно,  противоположность между социальными и нар-
цистическими -- Bleuler сказал бы, может быть, аутисти-
ческими --душевными актами принадлежит к области  инди-
видуальной психологии и не может служить признаком, от-
деляющим ее от  социальной  психологии  или  психологии
масс. В вышеупомянутых взаимоотношениях с родителями, с
братьями и сестрами, с любимым лицом, с другом и с вра-
чом, человек испытывает всегда влияние одного лишь лица
или очень ограниченного числа лиц,  из  которых  каждое
имеет огромное значение для него.  Вошло в обыкновение,
говоря о социальной психологии или о  психологии  масс,
не  обращать внимания на эти взаимоотношения и выделять
в качестве предмета исследования одновременное влияние,
оказываемое на человека большим числом людей, с которы-
ми он связан в каком-нибудь одном отношении,  в то вре-
мя,  как  во  многих других отношениях он может быть им
чужд.  Итак,  психология масс занимается  исследованием
отдельного человека как члена племени,  народа,  касты,
сословия,  института или как составной части человечес-
кой  толпы,  организовавшейся  в  массу к определенному
времени для определенной цели.  После того, как эта ес-
тественная связь прекращалась, можно было оценивать яв-
ления, происходящие при этих особых условиях, как выра-
жение  особого,  неподдающегося  дальнейшему разложению
влечения,  социального влечения -- herd instinct, group
mind,  -- не проявляющегося в других ситуациях.  Против
этого мы возражаем, что нам трудно придать моменту чис-
ленности такое большое значение, в силу которого он сам
по себе мог бы будить в душевной жизни человека  новое,
до тех пор инактивное влечение. Обратим внимание на две
другие возможности:  что социальное влечение  может  не
быть  первоначальным,  может  подвергнуться дальнейшему
разложению и что корни его развития можно найти в более
тесном кругу как,  например,  в семье. Психология масс,
хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает не-
обозримое множество индивидуальных проблем и ставит пе-
ред исследователем необозримое множество задач, которые
в настоящее время даже не обособлены еще вполне друг от
друга.  Одна лишь классификация различных форм  масс  и
описание  выявляемых  ими психических феноменов требует
огромного наблюдения и подробного изложения;  по  этому
вопросу  имеется  уже богатая литература.  Всякий,  кто
сравнит размеры этой небольшой работы с объемом  психо-
логии масс, тот, конечно, сразу поймет, что здесь будут
затронуты лишь немногие вопросы из всего  материала.  И
действительно, здесь будут разобраны некоторые вопросы,
к которым исследование  глубин  психоанализа  проявляет
особый  интерес.