На главную

Лекции по истории психологии


~~~9. Представление о душе в досократический период
Демокрит – душа как причина движения. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Это атомы огня по своей форме и активности. Никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душей этих тяжелых тел. Движение души как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них – душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда дышим – втягиваем частицы души из воздуха, где их огромное количество.  Т,Е, душа непрерывно обновляется с каждым вдохом. Душа принадлежит всем – ПАНПСИХИЗМ – душа и у растений и у камней. Болезнь – изменение пропорций атомов.
Орган благородных страстей – сердце, чувственных желаний – печень. Механизм действия души на Тео по принципу толчка.

~~~10. Психологические воззрения Сократа и Платона
Филолай впервые обозначил тело тюрьмой души. Девиз Сократа – Познай самого себя. Божественный разум – по Сократу – единственная причина всех явлений. Знание обладает активной силой, храниться в тайниках души каждого человека. Повивальное искусство – МАЙЕВТИКА – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открыться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов.
Сократ впервые указал на разграничение между телом и душей и провозгласил нематериальность и невещественность души.
Учение об идеях ПЛАТОНА – Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-нибудь субстанции. Материя это небытие, бесформенное и незримое, которое может стать любой вещью – всем, при соединении с определенной идеей. – Объективный идеализм – миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Душа – часть мирового духа – истечение мировой души. Телесное- материально и пассивно и получает всю свою действительность только от духовного начала.
Есть *3* начала человеческой души: телесные потребности, разумное (противоборствует стремлениям) и яростный дух.
Душа ответственна за все действия тела. Духовный опыт не умирает.
Платон различает мнение (мнение темнее знания и яснее незнания – чувственное знание, низший вид знания), рассудок (область идей) и разум. Падение души на землю сопровождается забыванием всего, что знал. Главенствующая роль отводиться разуму.

~~~11. Учение Аристотеля о душе
Первое систематическое исследование о душе. Каждая вещь есть единство материи и формы. Природа – совокупность форм, связанных  с материей. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе – причина всех проявлений живого. Душа безтелесна, но ее носитель – ПНЕВМА – вырабатывается в крови. Орган души – сердце.
*3* ступени жизни: растительная, животная, человеческая. Последующие включают предыдущие и не могут без них.

~~~12. Психологические взгляды Стоиков
Атомистический материализм. Основатели стоиков – Хризипп и Зенон-стоик. Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые, недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности. Стоики разработали учение о стадиях эволюции мира. На первоначальных этапах существуют только тончайшие частицы – атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Образование мира – превращение первоначального огня в парообразную массу. После – обратный процесс – мировые циклы. Т,Е, над миром властвуют 2 начала: закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение и рок или судьба, как проявление в единичной жизни.
Стоики выделяли 8 частей души: управляющее начало – разум у человека или инстинкт у животных. От нее 7 других частей как щупальца осьминога. Пять – органы чувств – зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Обоняние – это пневма, распространяющееся от управляющей части до носа… Последняя часть – воспроизводящая: одна- детородные органы, а другая- голос.
Стоики выделяют внешнее и внутреннее мышление. Внутренний разум – умение следить за вещами и изменять намеченное поведение. Внешнее мышление = внешняя речь => начали анализ слова как явление языка.