кошмал Анна Сергеевна фото в купальнике


На главную

Кочкаева Л.В. Наркоман и группа поддержки - реабилитация после снятия "ломки" // Психология.Пермь. - 2003. - №2. с 5-7.

Наркоман и группа поддержки - реабилитация после снятия “ломки”

Злоупотребляющий наркотиками человек совершает тяжкое преступление по отношению к себе, к членам своей семьи, к обществу. Создается невыносимая обстановка в семье, где член семьи – наркоман, резко снижается достаток семьи, теряется смысл жизни человека, употребляющего наркотики, он становится опасным для общества и самого себя.

Репрессии против наркоманов, которые применялись во многих странах мира, в том числе в России, оказались неэффективными.

Наркомания – болезнь не столько тела, сколько души, недаром она относится к психическим заболеваниям. Медицина снимает “ломку” довольно успешно, но как сделать так, чтобы молодого человека снова не тянуло к наркотикам?

Ежесуточно в Пермский Центр СПАиТ “Доверие” обращаются 5-8 человек в возрасте 14 – 25 лет с проблемой наркомании. Каждый второй – в “системе”, то есть находится в длительном, многолетнем употреблении наркотиков, неоднократно переживал “ломку”, пытаясь вырваться из наркотического плена.

Много наркоманов умирает в молодом возрасте от самоубийств, от передозировок, от заражения крови, от ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Наркоман – не только опасный инфекционный источник, употребление наркотиков всегда связано с преступлением (от хранения и продажи до краж личного имущества, хулиганства, изнасилования, убийства). Желание принять наркотик остается настолько непреодолимым, что наркоман способен на любой асоциальный, общественно опасный поступок, чтобы добыть себе дозу.

Наркоман не способен служить в армии (защищать Родину), заниматься наукой, быть спортсменом, иметь здоровое потомство.

Описанная проблема является настолько актуальной для России и в частности для г. Перми, что если не решать эту проблему, то с каждым годом будет резко снижаться безопасность жизни населения, еще более снизится рождаемость и резко повысится смертность, интеллектуальный потенциал молодежи окажется под угрозой полной деградации.

Помочь изменить существующее положение дел, изменить окружение, развить внутренние способности противостояния наркотической зависимости, помочь и поддержать на пути к здоровому образу жизни – все это возможно через систему социально-правовой и психологической коррекции лиц, желающих вырваться из наркотического плена. Такая система предоставлена моделью – группы поддержки “Шанс”, где возможно частично или полностью изменить, перестроить комплекс личностных мотиваций к употреблению наркотических средств.

Принципы работы группы с указанной проблемой

А) личное желание наркомана участвовать в работе группы, а не только желание его близких и родных;

Б) участие в работе группы возможно только после снятия “ломки” (лечение в стационаре), то есть после последнего принятия наркотика должно пройти не менее 10 дней;

В) долгосрочность терапии: интенсивность, регулярность посещения занятий в течение 6 месяцев;

Г) группа численностью не более 20 человек и состоит из молодых людей, решающих здесь разные проблемы, а не только проблему наркотической зависимости.

С группой должен работать специально подготовленный специалист – психолог, умеющий анализировать ситуации, учитывающий наркогенную зависимость участвующих в работе группы наркоманов и правильно строить свои отношения с ними, имеющий знания и уверенность, которые позволят ему успешно применять психологические приемы.

Начинает работу группа с создания общегрупповой философии, что каждый хотел бы получить для себя в завершении дружеской, поддерживающий терапии.

Наркоман не видит своего будущего, оно для него не радостное, пугающее. Почему, откуда это берется, страх завтрашнего дня?

Каждому человеку присущи страхи одиночества, смерти, физического насилия. Но помимо страхов у многих (особенно у подростков) наблюдаются различные дефициты внимания, ласки, нежности, главные из которых дефициты любви, уважения и безопасности. С детства, когда ребенок открыт миру, родители пытаются его сделать удобным для себя, для общества и, как им кажется, удобным для самого ребенка. Идет запрет на выражение чувств страха, гнева, вины, обиды. По мнению родителей, это “негативные” чувства. Как можно запретить солнце, ветер или дождь? Оказывается, можно. И шагают из детства страхи и обида за человеком всю его жизнь. Страх собственных чувств. Страх жизни, своего будущего. Страшно мечтать о хорошем, а вдруг не сбудется?

Фрагмент занятия

Ведущий: “Друзья, поговорим о будущем, заглянем на 10 лет вперед. Расскажите о себе так, как если бы сегодня было 12 июля 2007 года. Как вас зовут, сколько лет, чем занимаетесь, что с вашими родителями, с кем вы живете, есть ли семья, дети, какие успехи вы достигли по жизни (образование, работа)? Как вы выглядите, опишите себя, Ваше здоровье, увлечение (хобби), друзья? Где и как проводите отдых и т. д.”

Коля, 19 лет: “Меня не будет.… Не могу себя представить живым, и семьи не будет. Детей нет, родители умерли. Я один, наверное, не колюсь. Не могу представить себя через 10 лет, так долго жить наверно, устану”.

Алексей, 18 лет: “Мне 28 лет, я не женат, разведен. Со мной сын Лёха, ему 5 лет. Мать живет в деревне одна в своем доме. Я живу в 4-комнатной квартире в Закамске и работаю в научно-исследовательской лаборатории. У меня есть деньги, автомобиль “Жигули” 7-й модели. У меня отличное здоровье, не колюсь. Есть любовница, она моя ровесница. Мечтаю о собственном острове в Тихом океане с небольшой виллой. Еще мечтаю о белой яхте и хочу скоростной автомобиль “Порш”.

Сергей, 17 лет: “Мне 27 лет, я богат, живу в собственном 2-этажном доме отдельно от родителей. Я торгую, у меня много магазинов и павильонов. Имею образование по бизнесу. У меня “Мерседес” последней модели. Я женат, дочери 5 лет, зовут Анжелой”.

Светлана, 14 лет: “Мне 24 года, выгляжу стройно, отлично. Живу одна в 1-комнатной квартире, где на стенах маски, картины, панно, а на полу пушистый ковер. Ванна вся в зеркалах. У меня огромный бультерьер Макс, он мой телохранитель. Работаю манекенщицей. Я не замужем и у меня нет детей. Отец умер, мать болеет, живет одна в нашей старой квартире. У меня нет друзей, есть поклонники и завистники. Моя жизнь окутана тайной. Вечерами я выезжаю на своем “Мерседесе” в ночной клуб потанцевать, покурить…”.

Владимир, 21 год: “Наверное, кем-нибудь я все же буду. Мне 31 год и я забыл про наркотики. Работаю адвокатом. Семьи, детей нет. Мать, наверное, умерла. Живу не в Перми, есть 1-комнатная квартира, машина. Здоровье неважное. И вообще, мне трудно представить свое будущее, постоянно мысль о том, что меня не будет в живых, как и Коли. Легче говорить о прошлом, даже если оно тяжелое. Я не могу говорить плохо о будущем, так как не хочу больше страдать, но и предположить хорошие события в жизни не могу, они вызывают у меня тревогу, я к ним не готов, я привык страдать, бояться и ненавидеть”.

Максим, 18 лет: “Будущее у меня в темноте. Я боюсь туда всматриваться, почему-то страх напал. Боюсь, что ничего хорошего не будет”.

Ирина, 22 года: “Я никогда не думала о будущем, за меня это делают родители. Мой вариант желанного будущего – это жить заграницей, в Европе или Австралии, не хочу жить в России. Я замужем, есть сын. Работаю журналисткой, много езжу по странам, делаю репортажи, хорошо знаю английский язык. Родителям помогаю, они остались в России. Вот сказала и даже не верится.… Очень интересно мечтать о будущем. А вообще, я поняла, что не готова к будущему, слишком настоящее держит, нелюбимое, стыдное, нищее”.

Оксана, 16 лет: “Мне тоже стало тревожно, что-то не верится. Что смогу быть счастливой. Мое будущее, наверно, будет как жизнь у родителей и не лучше. И еще я знаю, если что-нибудь хорошее загадаю, никогда не сбудется”.

Ребята говорят о будущем, о своем настроении. Какое открытие могли бы сделать родители, зная проекты будущего своих детей? (Нет родителей, отец умер, мать болеет, за меня думают родители, меня не будет – я умру, слишком настоящее держит нелюбимое, стыдное, нищее, я привык страдать, бояться и ненавидеть.)

Жить настоящим, помнить о прошлом, желать будущего. Желание будущего для молодого человека также естественно, как память прошлого у пожилого человека. Понимание себя, своих чувств – важная ступень развития, зрелости.

Подросток, побежденный страхами, став взрослым, будет пессимистом, ощущать себя одиноким, слабым, ничтожеством. Способность распоряжаться своей жизнью приобретается с условием принятия себя и, особенно с пониманием событий, что травмировали, искажали личность. Каждый человек реально или потенциально, находясь в конфликте с окружающими людьми, находится в конфликте и с самим собой (не согласен с собой, что он такой). Когда внутриличностный конфликт достигает своего апогея, тогда он может найти свое “разрешение” в уходе в наркотические грезы, где отсутствует страх и нет ощущения одиночества и личного ничтожества.

На группе можно, в некоторых случаях, необходимо, говорить о переживаемых состояниях личного ничтожества, одиночества, страха, отсутствия смысла жизни. Поэтому важным этапом поддержки в группе является и формирование открытости, доверия вообще, а значит, научиться прощать, принимать людей, друг друга такими, какие они есть, а значит, принимать, доверять, верить и самому себе. Наркоман привык лгать, ложь становится для него способом выживания и борьбы с самим собой.

Фрагмент занятия

Ведущий: “Пусть каждый мне на ушко тихо скажет, кому из группы он доверяет. Итак, я пока один знаю о симпатиях и доверии внутри группы. Сейчас каждый подойдет к тому, кого он назвал. Смотрите, что у нас получилось: к Славе, Андрею и Артему подошли несколько человек, значит, это наиболее популярные в группе люди. Вы не будете возражать, если я им предложу роль судей? Итак, судьи, присаживайтесь на отдельную скамью, у вас будет ответственная работа – слушать, выбирать и выносить решение (вердикт)”.

Пока судьи входят в свою роль, каждый участник группы рассказывает о самом неприятном, обидном случае, большой несправедливости в отношении его, что пришлось пережить за эту неделю. Поделятся своим состоянием пережитого унижения, стыда, страха и т. п. Затем судьи, которые внимательно все выслушали, стали выбирать на их взгляд наиболее ранимую, несправедливую ситуацию, то есть человека, кому в первую очередь необходима поддержка и помощь группы. Судьи выбрали истории Вадима и Вероники.

Вероника, 13 лет: “Неделю назад я была у подружки дома, там было много парней, они приходят к её 15-летнему брату. Там же был и мой брат. Все они были обкуренные травкой и нанюханные клея, то есть токсикоманили. Один парень вдруг ни с того, ни с чего начал меня обзывать, нецензурно ругаться, плевался в меня слюной и бросал окурки. Я не могу до сих пор успокоиться и плачу. Как вспомню унижение. Подружка не могла за меня заступиться, она молчала. Мой брат сидел обкуренный, никакой, ему было всё равно. Мне было очень плохо, я сейчас не могу от такой обиды и унижения даже жить”.

Вадим, 19 лет: “Три дня назад я возвращался из колледжа домой и шел мимо сквера. Там стояли парни, человек 5-6, им было по 16-17 лет. Они были или пьяные, или в наркоте, потому что стали задираться, оскорблять, говорить всякие оскорбительные слова. А потом начали бросать в меня снег, а один подбежал и ударил меня сзади по коленке. До сих пор нога болит. Я с ним не стал связываться, их было много, молча шел дальше. Я не испугался, я бы мог с ними сцепиться, подраться, я не боюсь боли. Сам не знаю почему, я шел, делая вид, что меня это не трогает. Не могу простить себе, что выглядел трусом, ведь я их не боялся, но повел себя как последний трус”.

Ведущий: “Мы с вами сыграем два небольших действия. Вначале по истории Вероники. Вероника, найди в группе ребят, которые помогли бы сыграть нам твою ситуацию”. (Ребята оживленно выбирают участников действия. Наконец все участники определились.)

Ведущий: “Вероника, ты пришла в дом, где все были в наркотическом состоянии. Сейчас каждый из участников будет находиться в необычной для себя позе. Андрей будет стоять на одной ноге. Артем встанет в позу буквы V, то есть согнется в поясе и плотно обхватит руками ноги. Миша будет сидеть на корточках, сцепив руки за спиной, а Костя запрокинет назад голову, поднимет руки вверх, ноги же согнет в коленях. Светлана сядет на пол, обхватит руками голову и прижмет её к коленям. Максим, брат Вероники, будет стоять на правой ноге и на правой руке, подняв левую ногу вверх. Пожалуйста, ребята, выражайте вслух свои ощущения и мысли, настроение”. (Ребята пытаются “застыть” в весьма неудобных позах, каждый говорит о сильном напряжении в теле, усталости и раздражении.)

Вероника: “Знаете, а у тех, настоящих, точно такое же было состояние и неприятная сосредоточенность на себе. В таком состоянии им не было дела до моих слез и унижений, они были не в состоянии заступиться за меня. Когда они обкуренные, они такие и есть, калеки, им плохо, от этого и задираются, злобятся. Им все равно, кто и кого обижает. Ой, а я больше не обижаюсь, мне их просто жаль. Они такие все, действительно, немощные, потерянные, жалкие, больные. Ничего у них, кроме кайфа, нет, они не нужны даже себе, поэтому и говорят все, что придет в их одурманенную голову, чтобы только их замечали, боялись и на них реагировали, они калеки…”.

Ребята говорят о своих открытиях. Помогая другим, человек лечится сам, душевно восстанавливаясь. “Помогаю тебе, потому что и ты сможешь помочь мне, когда я не смогу помочь себе”. Механизм взаимной помощи лежит в основе групповой психотерапии. Подростками часто переживается личностная неполноценность (дефензивность), которая может стать причиной употребления наркотиков или других форм девиантного поведения. Помогать друг другу можно не только выслушиванием, советами. Для ребят дефензивного настроя – это важный поиск себя как творческой, сильной, уважаемой личности, с пониманием своих возможностей. Это особый целебный процесс, открывающий позитивное отношение к себе, ценность собственных чувств и у других людей.

Результат группового тренинга-игры по ситуации Вероники стал толчком к инициативе остальных, бывших в позиции зрителей, членов группы поддержки. Для всех стало открытием само наркотическое состояние, называемое “кайфом”. Лучшего зрительного и чувственного понимания трудно было придумать, чем тот, что проиграли, прочувствовали для себя ребята. Сейчас все хотели участвовать в ситуации Вадима, понимая, что это помощь может быть и им самим. Это как уроки жизни, новые эмоции и чувства на события, что уже прошли, но остались в памяти, обостряя внутренние противоречия.

Фрагмент занятия

Ведущий: “Вадим, назови тех, кто в жизни для тебя значим, любим, кто рядом, кто любит тебя”.

Вадим: “Мама, сестра, отец, друг, девушка, с которой я встречаюсь, колледж и все ребята из группы поддержки”.

Ведущий: “Всего будет семь действующих персонажей. Кто из вас желает взять любую роль, пожалуйста, определитесь и подойдите к Вадиму. Вот только на роли колледжа и группы поддержки, Вадим, выбери из оставшихся ребят, сам”. (Вадим выбирает на роль колледжа Настю, поясняя, что здесь в основном учатся девчонки. На роль группы поддержки выбирает Алексея, как самого сильного и спортивного, имеющего опыт военной службы.)

Ведущий: “Вадим ложись на спину. Остальные, кто не имеет роли, будет хулиганствующей группой. Вам надлежит крепко его держать за руки, ноги, туловище. Тебе, Вадим, необходимо “прорваться через этот строй”. Если не хватит собственных сил вырваться, ты можешь воспользоваться помощью любого из персонажей или даже позвать их всех одновременно, пока не освободишься и не встанешь”.

(Крепко держат ребята Вадима. Через минуту борьбы он зовет на помощь мать, затем отца, сестру, друга. Но всем им по отдельности и вместе не удается до конца сбросить, освободить Вадима от “хулиганов”, еще сил не хватает… Вадим зовет свою девушку, но её не оказывается на месте, вышла “на минутку” из комнаты. Тогда Вадим зовет на помощь группу поддержки. В одно мгновение Алексей всех раскидал-оторвал от Вадима “хулиганов” и освободил его. Группа в эмоциональном вдохновении. Вадим стоит возбужденный от действия и переживаемых чувств.)

Содержательный подъем духа с новым отношением к событию, пониманием своих возможностей, чувство духовного единения с группой отмечается у всех участников действия.

Интересен результат того, что без дифференциальной диагностики и нравственной оценки ведущего ребята сами разбирают, делают свои выводы и открытия. Еще Авиценна говорил, что нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев, испытывал большой страх или глубокую печаль. Не пугать, не стыдить за страх, не подвергать насмешкам, не проявлять нетерпение и ответную жестокость, а терпеливо и мягко подводить подростка к пониманию и прощению, свободе быть самим собой в чувствах и поступках. Стыд и страх взаимосвязаны и если это состояние закрепляется, тогда развивается невроз или равнодушие к себе, к своей жизни, отказ от будущего (нет перспектив).

Необходима помощь и поддержка для молодого человека, чтобы перешагнуть опасный барьер страха и жить достойно, без, например, наркотических грез.

Фрагмент занятия

Вадим: “Я перестал себя презирать, а тех ребят ненавидеть. Я понял, что это они трусы и боялись меня. Я сильнее их всех вместе взятых, поэтому они и оскорбляли меня и задирались, но не предпринимали более агрессивных действий. Я понял, что я не слабак, я понял, что могу рассчитывать на искреннюю поддержку тех, кто рядом, со мной и как важна для меня эта группа поддержки вообще”.

Алексей: “Я дождаться не мог, когда меня позовет Вадим. У меня тоже были ситуации, как у Вадима, но я тогда рассчитывал только на себя. Мне часто доставалось, но иногда я позорно трусил и унижался. Сегодня понял, что я не один и многое могу, и через этот сквер я тоже шел бы не один, рядом были бы все те, кто любит меня, то есть я шел бы с их поддержкой. Я, оказывается, сильный, не слабак. Думаю, что сейчас я просто не вызову такие “докапывания”, бояться перестал”.

Настя: “Я боялась, что не смогу Вадиму помочь освободиться и в то же время очень хотела помочь. Если боишься - это и случится. Я ужасная трусиха, поэтому меня часто унижают девчонки более слабые и глупые. А меня любит мама и бабушка, любил отец, во всяком случае, так говорит мама, у меня есть группа поддержки, я вполне полноценная личность”.

Переживание своей неполноценности, ненависть к самому себе становятся частью личности молодого человека, имеющего наркотическую или иную зависимость, не имеющего свободы. Непосредственное, непринужденное общение с элементами игровой импровизации, рефлексия чувств в открытом переживании своего состояния дают личностный рост. Личное ничтожество и “социальное убожество” человека, имеющего наркозависимость, постепенно могут меняться в качества, принимаемые как им самим, так и окружением. Способность человека к самопознанию и самораскрытию более выражена в творческом групповом процессе. В общении, только во взаимодействии друг с другом человек раскрывается, познает других и самого себя. В психологической жизни человека всегда присутствует “Я – другой”. В групповой терапии все участники являются потенциальными объектами для множественных перенесений и коллективной идентификации со стороны каждого члена группы. Каждый участник группы играет какую-то часть, свойство личности, показывая этим, что каждая из них имеет позитивный потенциал.

Пермский центр СПАиТ “Доверие”
Психолог высшей категории Л.В. Кочкаева