Устанавливают несъемный зубной протез на челюстях - AllOn4.sale.


На главную

Майшева Н.А. Опыт работы ППМС - центра Свердловского района г. Перми
по профилактике отклоняющегося поведения // Психология.Пермь. - 2004. - №4. с 11-13.

Опыт работы ППМС - центра Свердловского района г. Перми
по профилактике отклоняющегося поведения

“Видеть не так уж сложно. Основная сложность состоит в том, чтобы пробить стену, которая сдерживает нас и не дает сдвинуться с места. Эта стена существует в уме каждого из нас. А чтоб ее разрушить, все, что нам необходимо – это выбраться из крепости удовлетворенности собой и ложного чувства безопасности”.

Карлос Кастанеда

 

Актуальность профилактики отклоняющегося поведения

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной, но и наиболее притягательной является загадка природы самого человека. Однако, учитывая реалии современного общества и опираясь на мнение специалистов различных сфер и ведомств, в настоящее время особенно остро стоит проблема реального состояния современного человека, его возможностей, тенденций развития, в частности изменение отношения к вопросам взаимодействия человека с окружающей действительностью и его поведенческих реакций.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос и стал максимально актуален, что обусловлено, как увеличением и остротой форм проявления отклонений (аддиктивное поведение, суицидальное, деликвентное, диструктивное и т.д.), так и ростом количества детей попадающих в называемые "группы риска", социально дезадаптированных подростков.

Анализ имеющейся информации о концептуальном и методологическом рассмотрении вопросов отклоняющегося поведения свидетельствует о том, что, несмотря на значительный зарубежный и отечественный теоретический и эмпирический опыт единая теория отклоняющегося поведения личности не создана. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие девиации пока не привели к созданию единой классификации.

В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиантное поведение. Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга.

Трактовка причин отклоняющегося поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня - биологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяют и основные причины этого поведения: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида, педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения; социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.

В целом общепризнан тот факт, что отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.

Таким образом, решение вопросов касающихся отклоняющегося поведения является актуальным и требующим внимания со стороны специалистов разных государственных структур. Реализация же их в рамках практической психологической деятельности, безусловно, является одним из ведущих направлений, что связанно с основными потребностями современной действительности.

В связи с выше сказанным, не вызывает сомнений необходимость в реализации не только коррекционных мероприятий, но прежде всего превентивных (профилактических), цель которых снижение количества детей, попадающих в так называемые группы "риска". Своевременное психологическая поддержка психолога, грамотный подход, создание специально-организованных условий для развития ребенка, позволяет избежать роста социальной дезадаптации, формирования отклонений в поведении.

Одним из конкретных шагов по пути данной профилактической работы является деятельность специалистов МОУ "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам" Свердловского района г. Перми, которыми в 2001 году была разработана "Комплексная программа профилактической работы с детьми "группы риска".

Программа включает разнообразные формы работы с детьми, подростками, их родителями и педагогами образовательных учреждений, направленные на снижение количества проявлений отклоняющегося поведения подростков.

Одной из составляющих частей "Комплексной программы профилактической работы с детьми "группы риска", является "Программой развития позитивного восприятия и профилактики неадекватного взаимодействия у подростков "Бумеранг".

Теоретические основы программы опираются на позиции гуманистической психологии (Л.С.Выготский, Э.Эриксон, К.Роджерс), включают современные взгляды и подходы к пониманию и рассмотрению таких ключевых понятий программы как:

  • отклоняющееся поведение, "группа риска", их актуальность, значимость для изучения в настоящее время;
  • особенности подросткового возраста, причины вследствие которых данный возраст является наиболее адекватным и эффективным для профилактической деятельности;
  • а так же почему именно такая активная форма работы как групповая – тренинговая наиболее оптимальна с подростками по данному направлению.

В том числе программа "Бумеранг" включает идеи новой психологической науки - экологической психологии, которая изучает вопросы взаимодействия среды и человека (Абрамова Ю.Г., 1995; С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996).

В результате формирования концептуальной позиции и выбора соответствующих методов профилактики, данная программа имеет некоторые особенности, которые являлись базовыми для ее создания и представлены ниже.

Рассматривая разнообразные учения о взаимодействии человека с окружающим миром, учитывая именно средовой аспект развития личности, осознавая всю глубину связей "человек – среда", мы, как и многие друге специалисты, понимаем, что социальная дезадаптации ребенка в окружающей среде (т.е. неадекватное взаимодействие ребенка и среды) и является одним из определяющих факторов для развития отклоняющегося поведения подростков.

Однако в силу различных социальных условий (организационных, финансовых, временных и т.д.) усилия психологов-практиков в основном направлены на искусственно созданные группы профилактики проблемного поведения, либо на индивидуальную работу.

Поэтому мы старались, прежде всего, направить наши усилия непосредственно на ту реальную среду, в которой подростки находятся наибольшее время - это учебная группа или учебные классы.

Здесь же уместно напомнить о значимости в данном возрасте группы сверстников и о том, что именно учебная референтная группа зачастую приводит к нежелательным изменениям в развитии детей.

Таким образом, нами был разработан краткосрочный вариант интенсивной профилактической и развивающей работы с учебными подростковыми группами школ Свердловского района, что содействует эффективности профилактической работы и решению следующих организационных проблем:

  • наличие краткосрочности решает проблему дефицита времени подростками (необходимость отрыва от учебы, увеличение их занятости);
  • достигается глубина охвата количества подростков получивших возможность психологической помощи;
  • учет особенностей подросткового возраста, и реальности окружающей действительности.

В основу программы было положен такой психологический феномен как взаимодействие.

Почему через формирования адекватных взаимодействий возможна профилактика отклонений в поведении?

  • т.к. вся жизнь и реализация современного человека строится через отношения (с другими и к самому себе);
  • т.к. общение, есть процесс реализации тех или иных отношений;
  • т.к. на этом пути человек сталкивается с множеством препятствий и трудностей (например: стереотипы восприятия, барьеры общения, выбор стилей общения способов воздействия на окружающих, самоподача или самопрезентация в общении и т.д.);
  • и т.к. именно взаимодействие - это одна из основных сторон общения. Это процесс воздействия субъектов друг на друга, влияние партнеров общения друг на друга.

Т.е. через общение, эффективно взаимодействуя с окружающим миром, подросток проходит путь к достижению гармоничных отношений, что и является залогом его психического здоровья.

Но так как во взаимодействии происходит взаимная трансляция “Я” субъектов, то формирование его невозможно без развития позитивного восприятия.

Восприятие и есть процесс формирования образов предметов и явлений (перцептивные процессы, от лат. "перцепция" – восприятие), благодаря этому процессу формируется образ себя и другого человека, а в последствии строятся те или иные отношения, "отражение зеркал друг в друге" (Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. М., 1996).

Значит, для того чтобы подросток мог соотносить действия и ситуацию общения, т.е. взаимодействовать адекватно и эффективно (сотрудничество, компромисс), понимать свои реакции и партнера, выстраивать с ним отношения, что и есть развитие личность в целом, необходимо научить его позитивно воспринимать внутренний мир другого.

Соблюдая принцип, который гласит: "Все, что мы можем сделать для другого – это, что мы можем сделать для себя", развитие позитивного восприятия необходимо начинать с понимания самого себя.

В нашей программе "Бумеранг" развитие восприятия у подростков происходит через развитие механизмов познания себя и другого:

  • восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком (идентификация);
  • восприятие себя через восприятие себя другими людьми (рефлексия, обратная связь);
  • восприятие себя через результаты собственной деятельности (самооценка);
  • восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний (получение опыта понимания своего внутреннего мира, проникновение в свое “Я”);
  • восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика (принятие своего физического "Я") (Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001).

И если развитие и формирование личности, характер подросткового кризиса обусловлены социальной ситуацией развития подростка, то в результате выше названных особенностей программы, ее задачи соответствуют и основным задачами развития подросткового возраста:

  • формирования и развитие идентичности (самосознание, которое является наиболее актуальным новообразованием подростка);
  • усвоение ценностей взрослого мира;
  • достижение зрелых отношений с окружающими;

А специально созданные условия тренинговой группы, т.е. условия среды где личность чувствует себя защищенной, “принятой” группой, имеет возможность положительно проявить свое “Я”, стимулирует совместную деятельность, повышает ее продуктивность, дает возможность решать и такие задачи как:

  • групповая сплоченность учебных классов;
  • формирование навыков командной работы;
  • активная социальная позиция учащихся;
  • социальная и коммуникативная компетентность.

Программа “Бумеранг” прошла апробацию в ППМС-центре Свердловского района г.Перми с октября 2002 по июнь 2003 года, а так же основной этап реализации программы - с октября 2003 по май 2004 года.

 

В результате было предпринято следующее:

  • Внесены коррективы в содержание программы.
  • Разработана программа последействия, которая включает систему работы с учебными классами (консультирование по индивидуальным запросам для подростков, родителей, психологов и классных руководителей, разработка и предоставление групповых и индивидуальных рекомендаций по результатам тренингов).
  • Осуществлено обобщение опыта работы по программе “Бумеранг”, проведение обучающего семинара для специалистов района.
  • Планируется создание методических и практических материалов, рекомендаций, пособий для подростков, родителей, обучающие мастер-классы для специалистов.

 

По итогам реализации программы "Бумеранг" получены следующие результаты:

  • за период с ноября по май 2002-2003 учебного года специалистами ППМС -центра проведено 17 тренинговых занятий с подростками, учащимися 8-11-ых классов 14 школ Свердловского района;
  • всего в программе "Бумеранг" приняли участие 188 учащихся 8-11-ых классов.

Эффективность программы подтверждают ответы подростков (обратная связь, письменные отзывы, анкетирование). О наличии положительных результатов и создании на тренинге специально - организованных условий, свидетельствуют увеличение количества обращений подростков на консультации к специалистам ППМС, отзывы и большое количество заявок от специалистов ОУ Свердловского района (психологов, классных руководителей и т.д.) на участие в программе.

Надеемся, что опыт работы по профилактике отклоняющегося поведения, организованный посредством программы "Бумеранг" вызвал интерес у психологов, работающих по данной проблеме.

ЦППМС Свердловского района г. Перми,
педагог-психолог Н.А. Майшева