На главную

Погодин И.А. Аннигиляционный характер психических процессов: гештальт-подход// Психология.Пермь. – 2009. - №18. с 32-35

Статьи 2003-2004 года

Статьи 2005-2007 года

Статьи 2008-2009 года


Статьи по номерам журнала
Аннигиляционный характер психических процессов: гештальт-подход

Предлагаемая вашему вниманию статья предполагает анализ универсального механизма, которым опосредуется психическая динамика в поле "организм - среда". Настоящий анализ феноменологии эмоциональных, мыслительных процессов и поведенческих актов базируется на постмодернистских методологических основаниях. Одним из наиболее важных положений настоящей статьи, относящихся к психологической феноменологии и динамике, является представление об агрессивной природе психических явлений. Другими словами, чувства и потребности человека, его представления и паттерны поведения являются агрессивными проявлениями. Например, если я сообщаю другому человеку о своих переживаниях в контакте с ним, наши отношения не могут остаться неизменными, как бы этого иногда не хотелось. Размещение чувств (равно как и убеждений, идей, поведенческих паттернов и т.д.) на границе контакта со средой всегда трансформирует и контакт, и все его производные, включая межличностные отношения и контактирующие (self). Именно поэтому единственной формой существования self, предполагающей творческое приспособление в поле, может быть только процесс. Индивидуалистический же подход к человеку, проявляющийся в представлениях о личности как более или менее устойчивой постоянной структуре, чреват возникновением тревоги разной степени выраженности, относящейся к неизбежности разрушения личности. Действительно, если все психические явления выступают формами проявления агрессии, цель которой - трансформация существующего контекста поля, включая и феномены, релевантные личности, тогда личность подвергается постоянному и неизбежному разрушению - в некотором смысле, ежесекундной смерти. Думаю, что именно этот диссонанс, появляющийся при столкновении полевой и индивидуалистической парадигм, порождает страх перед агрессией и сопутствующие попытки каким-либо образом управлять ей. Этому феномену соответствует множество попыток: разделить агрессию на конструктивную и деструктивную, на творческую и аннигиляционную и т.д. В своем экстремуме эти попытки проявляются в культуральных векторах, направленных на искоренение агрессии из повседневной жизни.
Анализируя феномен аннигиляционной агрессии, имеющий негативный оттенок и в общественном сознании, и в научных исследованиях, обнаруживается интересный факт. Прилагательное "аннигиляционный", по всей видимости, является производным от существительного аннигиляция (от позднелат. annihilatio - уничтожение, исчезновение). В современной физике, например, аннигиляция (Аннигиляция пары (от позднелат. annihilatio - уничтожение, исчезновение) - один из видов превращений элементарных частиц, происходящий при столкновении частицы с античастицей. При аннигиляции частица и античастица исчезают, превращаясь в другие частицы, число и сорт которых лимитируются законами сохранения. Например, при малых энергиях столкновения в процессе аннигиляции пары электрон - позитрон возникают фотоны, а пары нуклон - антинуклон - в основном пи-мезоны [1]) обозначает процесс, предполагающий уничтожение частицы и античастицы при их столкновении. Однако процесс аннигиляции предусматривает также возникновение новых элементов, производных от этого столкновения. Например, столкновение электронов и позитронов в результате их уничтожения порождает фотоны. Более того, одновременно с процессом аннигиляции с необходимостью существует обратный ему процесс - рождение пары (Процесс превращения элементарных частиц, при котором образуется пара частица - античастица. Такими процессами являются рождение пар электрон - позитрон фотонами высокой энергии в кулоновском поле атомных ядер и электронов, пар нуклон - антинуклон быстрыми нуклонами и т.д. Рождение пары - процесс, обратный аннигиляции пары [1]). То есть фотоны в свою очередь образуют электроны и позитроны. Этот процесс, подчиняясь законам сохранения, не имеет границ и происходит постоянно. Интересно, что представления об аннигиляционной агрессии, имеющие кроме всего прочего негативный оттенок с точки зрения морали, игнорируют всю полноту аннигиляционной динамики. Думаю, это не случайно. Ведь если принять агрессию как феномен, с одной стороны, не имеющий этическо-морального значения, а с другой - как единственный источник психических явлений, то традиционные представления о личности теряют свои прежние значения и смысл и должны быть пересмотрены. Все вышесказанное имеет также отношение и к прикладным аспектам данной проблемы, включая клиническую теорию и практику, проблемы мотивации, теории о поведении человека и т.д. Дальнейший анализ психической феноменологии и динамики я построю, исходя из двух положений:
1) представления об агрессии как основном источнике психических явлений;
2) представления об аннигиляционной сущности агрессии, то есть о том, что любая агрессия является феноменом континуума "аннигиляция - рождение пары".
……………………………..

Литература
1.      Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Большая Российская энциклопедия"; СПб.: "Норинт", 1998. - 1456с.
2.      Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
3.      Погодин И.А., Олифирович Н.И., Малейчук Г.И. Концептуальный анализ гештальт-подхода / Вестник гештальт-терапии. - Выпуск 2. - Минск, 2006. - С.7-16.
4.      Погодин И.А. Феноменология творческого процесса/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 2. Минск, 2006. С. 16-23.
5.      Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1; пер. с нем. / под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 408 с.
Кандидат психологических наук,
доцент, главный редактор
"Вестника Гештальт-терапии"
И.А. Погодин
[email protected]