На главную

Шиленкова Н.А. Метод интроспекции в исследовании профессионально важных качеств психолога // Психология.Пермь. - 2003. - №2. с 17-18.

Метод интроспекции в исследовании профессионально важных качеств психолога

Работа психолога тесно связана с использованием психодиагностических методик, в том числе большого количества различных опросников. Вместе с тем, порой, нет – нет, да и возникают сомнения: не теряется ли неповторимость, присущая каждому отдельному человеку, при обобщении разрозненных фактов (полученных при помощи опросников) в некое единое представление о человеке? Так ли одинакова у всех возможность осмысленно дифференцировать те или иные качества, ощущения и переживания? Не имеем ли мы дело с уже сложившимися о себе стереотипами?

Еще один вопрос – использование стандартизированных опросников для диагностики тех или иных особенностей самого психолога. Как-то уж очень быстро распознает он, на что направлена та или иная методика и что она измеряет. Это значительно осложняет процесс получения достоверных данных. Следует отдельно отметить, существует крайне малое число специальных методик, позволяющих отследить уровень профессионализма психолога.

Вариантом решения обозначенных проблем может стать использование метода интроспекции, основанного на наблюдении субъекта за собственными психическими явлениями и действиями. Его применение позволяет не только получать сведения о качественной стороне психических процессов в их подлинном виде, воссоздавать индивидуальное своеобразие личности, но и исследовать, а в дальнейшем и развивать, профессионально важные качества психолога. К таким качествам можно отнести умение отслеживать собственные реакции, возникающие в каждый конкретный период времени, возможность оценивать свое психическое состояние и переживания.

Для того чтобы проверить свои возможности к интроспекции, предлагается выполнить следующую инструкцию.

Засеките время. Сядьте поудобнее. Обратитесь к самому себе. Попытайтесь взглянуть в себя. Понаблюдайте за собой. И запишите все, что в данный момент Вы можете наблюдать в себе. Начинайте работать.

Итак, Вы закончили выполнение задания. Определите, сколько времени вы затратили на его выполнение.

Чтобы определить насколько высоки ваши возможности отслеживать различные аспекты психических явлений и действий, наблюдаемых в собственном внутреннем мире, используя приведенную таблицу 1 (см. ниже), выявите какие проявления внутреннего мира вы отследили, а какие проигнорировали.

Проанализируйте полученные Вами результаты.

Анализ свободных самоотчетов в выборке 100 психологов с различной профессиональной специализацией (психологи – консультанты, психологи, занимающиеся отбором персонала, психологи системы образования, психологи силовых структур) позволил выделить уровни интроспекции. Высокий уровень интроспекции:

- возможность поддерживать самонаблюдение на протяжении достаточно длительного времени (более 11 минут);

- в процессе самонаблюдения отслеживается более 6 различных аспектов внутренней психической реальности (категории контент-анализа);

- в процессе интроспекции фиксируется динамика изменений во внутреннем мире (Например: “Я начинаю уставать”, “легкое беспокойство, нарастает возбуждение, начинаю раздражаться").

Исследование показало, что высокий уровень интроспекции характерен для психологов-консультантов, непосредственно работающих с внутренней реальностью другого человека и предъявляющих свою собственную, в процессе консультирования и психотерапии.

Низкий уровень интроспекции. Он характеризуется:

- низкой возможностью к длительному поддержанию внимания к самонаблюдению (менее 4 минут);

- фиксированием в самоотчетах менее 3 различных аспектов внутренней психической реальности (категории контент – анализа);

- динамика наблюдения не отслеживается, малым объемом самоотчета (не более 10 законченных по смыслу высказываний).

Определив свою возможность к интроспекции можно обозначить горизонты дальнейшего профессионального развития. Обратить внимание на фиксирование тех аспектов внутренней психической реальности которые выпадают из поля Вашего внимания.

Пермский открытый институт конверсии кадров
Н.А. Шиленкова

Таблица 1.

Эмпирические индикаторы категорий контент-анализа

Категории контент - анализа

Эмпирические индикаторы

Физиологические проявления

"Горят щеки", "дышу более глубоко", "слегка дрожат руки", "чувствую тяжесть в ногах".

Эмоциональные явления

"Раздражение на себя"; "успокаиваюсь"; "стало весело"; "возбужден"; "спокойствие"; "неловко".

Познавательные процессы

"Но сейчас думаю о кое-каких событиях"; "сейчас обострился слух"; "нечеткость мыслей".

Индивидуальные характеристики

"Я солидный, красивый"; "самооценка высокая"; "хорошая мама и жена".

Мотивационная сфера

"Хочется просто посидеть, помечтать"; "я не хочу негативных переживаний"; "делать ничего не хочется"; "желание позвонить домой".

Волевая сфера

"Небольшое напряжение ввиду того, что приходится перерабатывать свое нежелание уходить в себя"; "внешне стараюсь не проявлять это".

Действия

"Я сижу за столом"; "левая нога иногда постукивает"; "начала покусывать губы".

Внешние явления

"Тихо шумит компьютер"; "реагирую на звуки в коридоре"; "на улице хорошая погода".

Метафорический образ

"Мысли, как полет птиц, пронзили, улетели"; "сижу как на иголках".