На главную

Калинкина М.Ю. Психология и воспитание детей дошкольного возраста в Федеративной Республике Германия (на примере работы детских садов городов Бонн и Кёльн) // Психология.Пермь. – 2005. - №9. с 2-5


Psychology and education of children of preschool age in Federal Republic Germany
(by the example of job of kindergartens of the cities of Bonn and Cologne)

In a modern society the circle of “consumers” of scientific knowledge of children seriously extends. In this connection such need is tested not only teachers, psychologists, but also heads of children’s associations, workers of social establishments, lawyers, workers of state structures, committees on youth politics, by founders of children’s means of a mass communication.
Day time care of children in a day nursery, in kindergartens, in long-day groups, in places of day time stay, take leading place in the help of youth in Federal Republic Germany.


Психология и воспитание детей дошкольного возраста в Федеративной Республике Германия
(на примере работы детских садов городов Бонн и Кёльн)

В современном обществе серьезно расширяется круг “потребителей” научных знаний о детях. В связи с этим такую потребность испытывают не только педагоги, психологи, но и руководители детских объединений, работники социальных учреждений, юристы, работники госструктур, комитетов по молодёжной политике, создатели детских средств массовой коммуникации.
Дневной уход за детьми в яслях, в детских садах, в группах продленного дня, в местах дневного пребывания, занимают ведущее место в помощи молодёжи в Федеративной Республике Германия (Далее в контексте - ФРГ).
C 1 января 2005 года в ФРГ вступил в силу закон, позволяющий в короткие сроки расширить систему государственных дошкольных учреждений и ликвидировать огромную разницу по их числу между федеральными землями, расположенными на территории бывшей Германской Демократической Республики (далее в контексте – ГДР), и землями западной части Германии. Раньше в ГДР дети до трех лет традиционно посещали ясли, а затем детские сады. В ФРГ в то же время крайне скептически относились к «системе коллективного воспитания детей». В итоге, сегодня в восточных федеральных землях ясли посещают 36 % детей, в то время как в западной части страны лишь 2,7 % (Германия обращается к практике ГДР // Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. Выпуск 1 (30). – М.: Издательство ИКАР, 2005. - c. 56).
Родителям крайне сложно получить место в яслях или в детском саду. Молодым матерям приходится оставлять работу или же вставать на очередь с целью получения места в дневных учреждениях. Немецкие власти подсчитали, что неработающая женщина в Германии в среднем теряет в год порядка 40.000 евро. Однако те, кто получил место, с удовольствием посещают дневные учреждения дневного пребывания для детей.
По закону о дневных учреждения для детей (GTK - Gesetz ьber Tageseinrichtungen fьr Kinder), дневной уход может быть организован по инициативе родителей, которые имеют право самостоятельного выбора воспитателя. Разницей индивидуального ухода и ухода за группой детей является наличие квалифицированного воспитателя в учреждении, который воспитывает до 8 детей (в группе).
Форма индивидуального ухода выбирается в связи с состоянием здоровья или по причинам, по которым уход не является в группе целесообразным.
……

Аспирант Кёльнского университета и Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)
М. Ю. Калинкина
E-mail: [email protected]