На главную

Кошеваров Е.Н. Два неопровержимых показателя жизнедеятельности


Два неопровержимых показателя жизнедеятельности

Порой наблюдаешь за людьми, и замечаешь парадоксы: родитель говорит одно, а ребенок делает наоборот, или с неохотой. Картина всем известная и ничем не привлекательная, но тогда скажите, почему ребенок сопротивляется? Только не надо лезть за учебником по конфликтологии.
Что же учит ребенка? Если родители воспитывают своих детей, то почему они их не слушают? В чем причина? Есть одна догма – воспитание есть вербальный процесс. И я рад, у кого сейчас на лице появилась маска недоумения или протеста. Значит Вы знаете другие методы воспитания. Данные методы не всегда прямо связаны с вербальным процессом.
Давайте здесь остановимся, и рассмотрим ситуацию по подробней.
Обратите внимание на то, что основное воспитание ребенка идет до 3-5 лет (согласно разным авторам). И в этот период, существенное влияние на ребенка оказывает семья, в основном это мать и отец. Какого человека может сформировать такой коллектив? В лучшем случае, ребенок возьмет всевозможные формы поведения от отца и от матери без критики. Просто возьмет себе на вооружение и будет этим пользоваться. Таким образом, реализует одну из библейских заповедей на практике: «не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе». Семья сформирует из ребенка именно такого человека, который будет отзеркаливать родителям ИХ поведение. В таких случаях, упрямство одного из членов семьи будет «бить» по «автору» упрямства. Именно по автору, ибо другая половина, находясь в браке, свыклась с особенностями (привыкла или нашла способ адекватного ответа). А «автор» упрямства будет в лоб сталкиваться со своим упрямством в лице своего ребенка.
Отсюда вытекает один из показателей правильного жизненного стиля поведения: «если поведение вашего ребенка вас «напрягает», то в вас есть формы поведения, которые можно обозначить как НЕ хорошие». В таких случаях следует не отвергать, не обосновывать свою позицию, а найти в себе то звено, которое, отражаясь в Вашем ребенке, бьет по вам. Самое интересное то, что данное «звено» бьет по самым слабым Вашим местам. В данном случае не стоит ограничиваться только отношениями со своими детьми, а стоит обратить свой взор и на отношения с окружающими.
В случае же, если ваши отношения с ребенком в полном порядке, следует рассмотреть 2 ситуации: идеальная созависимость, идеальные взаимоотношения. Возникает вопрос, каким образом выяснить с каким случаем мы имеем дело.
Давайте постараемся выделить еще один критерий, с помощью которого и попытаемся разделить эти 2 ситуации. Они очень близки, но первая ситуация обозначена созависимостью, а вторая отличным отношением и развитием обеих из сторон отношений.
В отношении человека было бы резонного говорить о здоровье, его и обозначим как второй критерий, который поможет нам разделить эти 2 ситуации. В одной из книг, я увидел очень интересное определение понятия болезни: «болезнь – это ответная реакция организма на неправильное восприятие внешнего мира». В тот момент, когда я еще и не помышлял о психологии, данная фраза была немного дикой, но интересной, в связи с чем, я взял ее на вооружение, дабы доводить  мозги знакомых «до кипения». Но по мере изучения психологии, в частности физиологии ЦНС, оказалось, что данная фраза имеет место, кроме того, ее можно научно обосновать, посредством неопровержимых био-физио-анатомических особенностей единого организма, название которому – человек. В частности, на сегодня научно доказано 12 болезней, рост и развитие которых напрямую зависит от психологического состояния и поведения человека. Таким образом, состояние здоровья человека есть показатель правильности его жизнедеятельности.
В результате мы выявили 2 показателя: отношение с детьми и личное здоровье.
Вернемся к начальной теме статьи: Так каким образом сформировать в своем ребенке такие качества, как взаимопомощь, сочувствие, взаимовыручка? В какой книге описан тренинг, ну к примеру, на развитие патриотизма? Высоко взял? Да не скажите, как без патриотизма сформировать у своего ребенка такое простое правило, как «не выбрасывать мусор на улицу»? Если не сформировать чувство патриотизма – любви к родине, к месту, где ты живешь (или хотя бы лояльность), то мне приходит только одно решение – наказание, а это уже деструкция.
На основе выведенных показателей, единственное воспитание своего ребенка исходит не от слов а от невербального поведения его родителей, их взаимодействия, способов разрешения конфликтов, отношения к родственникам, друзьям и пр. И данное невербальное воспитание стоит на первом и ЕДИНСТВЕННОМ месте.

Главный редактор журнала «Психология.Пермь»
Психолог-педагог Е.Н. Кошеваров
koshevaroff@yandex.ru