На главную

Калинина К.В. Любовь - потерянная тайна мироздания // Психология.Пермь. – 2008. - №15. с 21-33


Любовь - потерянная тайна мироздания

«Любовь - это потерянная тайна мироздания, которую тщетно  разыскивают все мудрецы.»
- Оскар Уайльд “Тюремная исповедь”
Любовь – это всегда преодоление границ самого себя, это прорыв к другому человеку, недоступный рассудочному осмыслению. Любовь дает свободу в ее наиболее мистическом смысле. Без любви человек – узник. Способность любить делает человека Человеком. Духовно освященная дружба равнозначна любви по своей силе и наполненности чувствами и переживаниями.
«Мыслить – значит испытывать желание создавать мир или, что то же самое, задавать границы собственному миру.»

- А.Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.”

Сделав шаг навстречу другому человеку, мы сознательно раздвигаем границы своего мира. Чем заполнится новое пространство – зависимостью или противостоянием – определяется нашими взаимоотношениями со своим  “Я”,  нашим пониманием своего внутреннего мира. И зависимость, и противостояние заключены в нас самих. Они, всего лишь, отражение наших страхов и сомнений, нашей неуверенности в себе и неприятия себя. Свет, тьма, гармония, дисгармония, простота, сложность – всё внутри человека. Что каждый из нас может дать другому человеку?  Кроме себя самого? Отдавая себя, мы живем. Бояться жить - это величайшее преступление, которое мы можем совершить, не только против самих себя, но против других. Мы разрушаем друг друга  через наш страх.
Бесконечная череда дней, то вяло ползущих, то стремительно несущихся прочь. Душа, погруженная в густой, липкий, серый туман однообразия и оцепенения. Сознание словно дремлющий океан, по поверхности которого время от времени пробегает легкая рябь незначительных, скучных, будничных мыслей. Нет ни боли, ни смятения, ни желаний, ни страстей. Нет ни силы чувств, ни глубины мысли. Нет Человека!
Вдруг резкий, грубый звук врывается в вяло-равнодушное пространство и взрывает его подобно крику чайки, предвещающему шторм. Яркий слепящий луч света пронзает плотную вату тумана, окутывающего душу, и рассекает эту незримую сущность человека, будто скальпель хирурга, беспрепятственно скользящий сквозь человеческую плоть.
Человек распахивает глаза и с изумлением обнаруживает, что стоит на краю бездонной пропасти, отделяющей его от людей,  ранее казавшихся столь понятными и привычными. Он ощущает себя существом из иного мира, волею судеб заброшенного в безликую толпу, все помыслы которой замыкаются на двух основных инстинктах – пропитания и размножения, приукрашенных мишурными блестками вещизма. Охваченный внезапным ужасом и болью отчаяния, он в панике рвется прочь, подальше от этой завораживающе-убаюкивающей толпы.
И вот он идет в прохладных, ярких лучах солнечного света, погруженный в величественную, всеобъемлющую тишину Земли, нарушаемую лишь легким шепотом океана. Остановившись на покрытом галькой берегу, он оглядывается вокруг,  и неожиданно перед его глазами предстает сияющее великолепие синих вод океана и пылающая живая голубизна неба. То, что он увидел, потрясло его, стало для него настоящим открытием.  На протяжении многих лет, с самого детства, его глаза оставались закрытыми перед этой Красотой.
Быть слепым. Не видеть. Пробираться ощупью в темноте. Не замечать эту чудесную маленькую серую раковинку у своих ног. Не видеть, как приливная волна выносит на песок длинные, кипящие обрывки серебряной пены. Не представлять, как бледный водянистый горизонт обрушивается стеной бирюзы с тонкими белыми и розовыми прожилками, над которой клубится лазурная дымка. Не следить за движением сияющих облаков, рисующих в небе гигантские изображения людей и замков, таинственных пещер и горных богов, несущихся лошадей и завес света.
Нагнувшись, он поднимает пригоршню песка и наблюдает за бесконечным разноцветием крошечных частиц,  струящихся у него между пальцами: алых, серых, розовых, голубых, зеленых, золотистых. Небольшой камень, гладкий, переливающийся тысячей оттенков. Кусок прибитого к берегу обесцвеченного дерева,  из которого вода вырезала фигурку грациозной, крадущейся кошки. Сплетения серо-зеленых морских водорослей. Могучие сосны, доблестно противостоящие далекому свечению и царственному одиночеству Земли и Неба.
Такие простые вещи - суть всего удивительного и загадочного. Как мог он не замечать их раньше? Ему достаточно было оглянуться, чтобы увидеть всё это, но он отказывался смотреть. Он боялся.  Он сознательно ослепил себя страхом. И его страх был худшим из всех. Он предпочел видеть только тьму. Отгородил себя от деревьев и камней, лиц и травинок, облаков и лепестков. Он боялся того чувства, которое они могли принести с собой, и понимания. Он нуждался в этой слепоте, чтобы защитить себя от страха. Никто не лишал его зрения! Бог никогда не принял бы его мольбы о том, что другие грешили против него. Он грешил против самого себя,  грешил преднамеренно. Он отрицал Красоту и Любовь, живущие даже в самой маленькой песчинке.
Древние говорили: "Изучай самого себя, ибо в себе можно найти ответы на все проблемы, с которыми придется столкнуться. Личность человека со всеми ее чертами,  физическими и ментальными, составляет часть общего великого духа, а значит, все ответы лежат внутри тебя. Твоя судьба и твоя карма зависят от того, как твоя душа распоряжается полученным знанием. Каждая душа, в конце концов, встречает саму себя. Познай себя, имей мужество смотреть, и станешь свободным.”
В теологии синто нет места догме «первородного греха». Напротив, в ней присутствует вера во врожденную добродетель и богоподобную чистоту человеческой души, достойной преклонения. Синтоистские храмы заметно лишены предметов поклонения. Простое зеркало представляет существенную часть обстановки святилища. Зеркало символизирует человеческое сердце, которое, находясь в состоянии ясности и безмятежности, отражает истинный образ Божества. Таким образом, стоя перед святилищем с целью поклонения, ты видишь свой собственный образ, отраженный на сияющей поверхности, и акт поклонения становится равносильным древнему дельфийскому предписанию “Познай себя”.
«Покажи мне свое истинное лицо, которое было у тебя прежде, чем отец и мать зачали тебя.» Так звучит один из наиболее известных коанов - парадоксальных задач дзен-буддизма. Истинное лицо – это глубочайшее “Я” человека, не зависящее от семьи, условий жизни, знаний и опыта, т.е. от всего наносного, искусственного. Оно запрограммировано Богом-Природой еще до рождения человека. Его изучение позволяет прийти к согласию с самим собой и окружающим миром, стать естественным, вырваться из системы привычек и искусственно приобретенных реакций.
«В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.» - Сократ
Знание – избавитель от страданий. Наша самооценка растет в прямой зависимости от увеличения объема наших знаний. Познакомиться с самим собой, познать самого себя и принять себя как личность с конкретными заданными характеристиками; научиться контролировать,  нейтрализовать или превращать  в преимущество свои недостатки, и развивать и использовать свои достоинства; обрести некоторую степень свободы от общественных условностей, в рамки которых не позволяют вписаться черты характера. Надо только учитывать, что все в мире человека субъективно: те качества, которые в определенных обстоятельствах и для определенных  людей являются позитивными,  могут казаться другим людям  или  в  иных обстоятельствах резко негативными. Кроме того, в разные периоды жизни и в разных условиях влияние одних качеств усиливается, а других ослабевает,  одни характеристики выходят на поверхность, а другие погружаются вглубь.  В этом,  собственно,  и заключается потенциал развития личности.
«Каждый человек -  вселенная.  Если ты знаешь себя,  ты знаешь всё.»
- Кришнамурти
Сказать проще: Если знаешь, какая именно прожорливая зверушка грызет тебя изнутри, то можешь ее изловить, накормить и даже приручить при желании (вовсе она и не страшная!).
Но хочет ли человек понять себя? Чаще всего он даже не пытается разобраться в себе. Что уж говорить о других? Мы стараемся убедить окружающих в том, что больше всего на свете хотели бы достичь взаимопонимания. На самом деле, мы мечтаем увидеть свои мысли и чувства, отраженными в другом человеке, как в зеркале, а если этого не происходит - заставить его принять нашу точку зрения, наши представления о жизни, наши сиюминутные капризы. Глубокое понимание? Глубина пугает. В глубине скрывается темная половина нашего “Я”. Остаться с ней один на один… Страшно! Мы чужие самим себе! Не находя опору внутри себя, мы пытаемся найти ее в других людях. Но не будучи честными с самими собой и замыкаясь в своем «личном пространстве», огороженном пуленепробиваемыми стенами, мы лишаем себя возможности понять (получить доступ во внутренний мир) другого человек.
«Истинный  глупец,  кого высмеивают и клеймят боги, - это тот, кто не познал самого себя.»
- Оскар Уайльд “Тюремная исповедь”
Можно выделить две полярные модели взаимоотношений человека с самим собой и окружающим его миром (“я” versus “другие люди”).
К первой модели относятся люди, испытывающие сильную потребность в  эмоциональных контактах, думающие и заботящиеся преимущественно о других. Они крайне зависимы от окружающих. Проявляют  чрезмерно много внимания к другим, но при этом требуют постоянную отдачу (своего рода, обратную связь), без которой они чувствуют себя плохо и неуютно.
Ко второй модели относятся люди закрытые, замкнутые на себе и своих делах. Их характеризует навязчивая идея собственной независимости. Необходимость обратиться к кому-либо (даже родным и близким!) за помощью кажется им катастрофой. Они не желают чувствовать себя обязанными ни при каких обстоятельствах. Если вы совершенно искренне хотите помочь такому человеку с решением его проблем, то вас ждет сильнейшее разочарование и обида. Он, разумеется, вообразит, что вы пытаетесь им командовать и его контролировать. (Особенно, если ваши слова звучат достаточно резко, конкретно и уверенно.) Он не допустит даже малейшего вторжения на свою территорию. Ему чрезвычайно неприятно осознавать, что он нуждается в ком-то или кто-то нуждается в нем. Он не в силах заставить себя дать вам почувствовать хоть на секунду, что он действительно нуждается в вас. Он настолько погружен в себя, свои дела, мечты и желания, что у него нет времени подумать о вас или хотя бы просто выслушать вас. Он не способен вылезти из своего панциря и сделать шаг вам на встречу, попытаться понять, что вы хотите сказать. Его мнение автоматически исключает ваше. Достичь с ним эмоциональной близости невероятно трудно.
Идеальный случай – золотая середина – когда человек инстинктивно ставит свои проблемы на первое место, если это действительно необходимо, не ущемляя при этом других людей, и в то же время способен мгновенно переключаться на чужие проблемы.
По психологическому складу людей можно разделить на “чувственников” и “умников”. Разумеется, и те, и другие способны чувствовать, однако характер чувств и способы их проявления отличаются настолько сильно, что превращают людей в инопланетян при общении друг с другом. “Чувственники” живут эмоциями. Им необходимо выражать свои чувства, говорить о них. “Умники” предпочитают не копаться в своих чувствах. Они подсознательно уклоняются от сильных эмоций, не наделены отзывчивостью на чужие переживания - сопереживание им не под силу.
“Эмоциональная личность” осуждает “аналитическую личность” за чрезмерную рассудительность, в то время как “аналитическая личность” осуждает “эмоциональную личность” за чрезмерные эмоции.
Если два человека относятся к несовместимым психологическим типам, неизбежен эмоциональный конфликт при первой же встрече. Это конфликт, возникающий на подсознательном уровне в результате неадекватности восприятия вербальных и невербальных знаков при общении. Например, вы можете быть уверенны, что ваши слова и действия несут в себе информацию о вашем желании проявить внимание, заботу, поддержку. В то время как другой человек будет воспринимать их как пустое любопытство, желание продемонстрировать свою власть над ним в данной ситуации, неискреннюю профессиональную привычку.
“Чувственник”, очень восприимчивый к эмоциям других людей и остро реагирующий на их отношение к себе, своим словам и действиям, может болезненно ощущать негативный заряд, исходящий от другого человека, при этом неверно истолковывая его причину. “Чувственнику” трудно осознать, что отрицательная реакция другого человека зачастую направлена на ситуацию в целом, а выплескивается на него, причем независимо от того,  что он говорит и как себя ведет.

«И как Природа всё смешала жутко –
Веленья страсти с прихотью рассудка!»
- Фулк Гревилл “Мустафа”
К.В. Калинина
[email protected]