На главную

Коврова К.А. Десять причин, чтобы вести блог // Психология.Пермь. – 2008. - №16. с 45-46


Десять причин, чтобы вести блог

С благодарностью моим френдам
и френдессам – прежде всего
Фонтанке, Анне, Елене…

Я еще не матерый блоггер, я только учусь. Учусь, потому что мне нравится этот вид творчества. Именно творчества, и не только потому, что стараюсь соблюдать некие "законы жанра", довольно, может быть, произвольно самой для себя установленные - даже коммент в чужой ЖЖ - как миниатюрное произведение, единица творчества, мысль или картинка (японский такой богатый минимализм, красота списков - книг, еды, подарков). Еще и потому, что именно как творчество многие жежешки, я уверена, воспринимаются их читателями - как доступное, необременительное, "негрузящее" такое, повседневное искусство, которое ты сам как читатель можешь конструировать и модифицицировать (путем работы с лентой друзей), любое мнение о котором можешь тут же донести до автора - и нередко получить ответ. Возникает то равноправие, та личностность и доверительность отношений автора и читателя (из которых часто каждый является и автором, и читателем, а главное, нередко - друг для друга), которое делает "ЖЖ-пространство" чем-то даже большим, нежели литсалоны 19-ого века и литстудии 20-ого (примечательно, что, осваиваясь в ЖЖ, я перестала окончательно ходить в городскую литературную студию, так как меня перестал устраивать формат ограниченности обстоятельствами, временем, мнениями и стилем собравшихся).
Я начала с аспекта ЖЖ как творчества, сохраненной части речи, но понимаю, что для многих блоггеров гораздо более важны те аспекты, которые они могли бы отрефлексировать как коммуникативные, общенческие - поддержка или неодобрение мнения других, "просто-поддержка", просьбы о советах и давние их, благодарности, поздравления, брань, "выяснение отношений" и даже так называемое "идейное отфренживание".
Причины стремления людей к подобному общению, естественно, весьма различны. Для кого-то блог просто возможность общения, в реале затрудненного из-за необходимости постоянно пребывать дома, найти там, где живешь, друзей по интересам, порой весьма экзотическим. Для некоторых блог существует в тесной связи с СООБЩЕСТВОМ, в котором в той или иной степени происходит реализация стремления к общественной активности, социально значимой деятельности. Для третьих - общение в блогах в наибольшей степени определяется такими личностными качествами, как трудность завязывания знакомств в "реале" ( хотя у меня и сложилось впечатление, что количество таких людей более чем сильно преувеличено общественным мнением).
Что примечательно, хотя специфика инет-общения такова, что предоставляет возможность конструирования практически любой личностной идентичности, надевания любой "маски", смены пола и возраста, хоть "скрыть нельзя отсуствие таланта" (как говорила Ахматова), процент дневников, ведущихся "масками",  "персонажами", ничтожен. В лучшем случае у человека НИК какого-то литературного, допустим, персонажа, что, как правило, выражает к нему симпатию и не более того. Все время говорить и поступать так, как должен был бы говорить и поступать данный персонаж, - авторы блогов, похоже, не испытывают потребности, стремясь к противопложному - откровенности, преподнесению людям все новых и новых подробностей своей жизни, вплоть до мельчайших. Видимо, это вызвано новыми, едва сформировавшимся у поколения (да, у поколения!) чувствами: ценности своей индивидуальной жизни, ощущения того, что и "обычная", "незаметная" жизнь может быть полна смысла, достоинства, красоты, стойкости и даже героизма, бесстрашия  не скрывать эту жизнь от других (в противовес, как мне кажется, очень "советскому" стремлению скрывать все, что не соответствует "жизни как у людей" и печального понимания того, что полностью это не удастся, где-нибудь да попадешься). Это новое ощущение жизни реализуется в придании ей вида связной и осмысленной истории, разбитой на главы-посты, то есть жизни как своего рода произведения искусства. Не удивлюсь, если узнаю, что отдельные люди, ведя блог, научились чаще испытывать так называемое "ЧУВСТВО СВЯЗНОСТИ"…

Педагог-психолог высшей категории МОУ «СОШ №46» г.Калуги, ассистент кафедры психологии развития и образования Калужского госпедуниверситета им. К.Э.Циолковского
К.А. Коврова
[email protected]