На главную

Вассерман Л.И. (в модификация В. В. Бойко), Методика диагностики уровня социальной фрустрированности


Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)

Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.
1 – полностью удовлетворен;
2 – скорее удовлетворен;
3 – затрудняюсь ответить;
4 – скорее не удовлетворен;
5 – полностью не удовлетворен.
 
Удовлетворены ли вы:
1
2
3
4
своим образованием
 
 
 
 
взаимоотношениями с коллегами по работе
 
 
 
 
взаимоотношениями с администрацией на работе
 
 
 
 
взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты)
 
 
 
 
содержанием своей работы в целом
 
 
 
 
условиями профессиональной деятельности (учебы)
 
 
 
 
своим положением в обществе
 
 
 
 
материальным положением
 
 
 
 
жилищно-бытовыми условиями
 
 
 
 
отношениями с супругом (ой)
 
 
 
 
отношениями с ребенком (детьми)
 
 
 
 
отношениями с родителями
 
 
 
 
обстановкой в обществе (государстве)
 
 
 
 
отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми
 
 
 
 
сферой услуг и бытового обслуживания
 
 
 
 
сферой медицинского обслуживания
 
 
 
 
проведением досуга
 
 
 
 
возможностью проводить отпуск
 
 
 
 
возможность выбора места работы
 
 
 
 
своим образом жизни в целом
 
 
 
 
 
Обработка данных.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы:
полностью удовлетворен – 0,
скорее удовлетворен – 1,
затрудняюсь ответить – 2,
скорее неудовлетворен – 3,
не удовлетворен полностью – 4.
Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:
1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;
2) подсчитать сумму этих произведений;
3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.
Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5–4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;
3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности;
2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности;
2,0–2,4: неопределенный уровень фрустрированности;
1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности;
0,5–1,4: очень низкий уровень;
0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:
  личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;
  для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.
Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.
В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;
а)органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;
б)дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;
в)внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;
г)соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.
Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.
Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.