На главную

Шкала вербального интеллекта Векслера для детей


1 субтест.

Общая осведомленность.

Оценки: 1 – 0.

Для детей 8 лет и старше, без снижения.

Начинать с № 4, № 5, № 6.

Возврат к № 1, если одно из заданий: № 4, или № 5, или № 6 не выполнено.
Переходить к № 7, если все три задания: № 4, 5, 6 выполнены.
Дать аванс за № 1 - №3 (3 балла).
Прекратить при 5 (-) подряд.



Инструкция: “Я хотел о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, – ответишь, а если нет – не беда. О чем бы тебя спросить?…”.
 
Задания и контрольные ответы.

1.   Сколько у тебя ушей? – 1: Два. – Пара.
2.   Как называется этот палец? – 1: Указательный.
3.   Сколько ног у собаки? – 1: Четыре.
4.   От какого животного мы получаем молоко? – 1: От коровы (от козы, от верблюда).
5.   Что нужно сделать, чтобы вода закипела? – 1: Поставить на огонь (на газ, на плиту). – Нагреть.
6.   В каком магазине продают сахар? – 1: В продовольственном (в гастрономе, в булочной, в другом, где в действительности могут продавать сахар).
7.   Сколько копеек в пятаке? – 1: Пять.
8.   Сколько дней в неделе? – 1: Семь.
9.   Кто основал город, который теперь называется Ленинград? – 1: Петр I. 0: Строители. ?: Ленин (?: “Верно, город назван по имени Ленина. А кто его основал?”)
10. Что такое пара? – 1: Два. – Двое. – Два человека (предмета). – Оценка в школе. 0: Пара ног (предметов). ?: Это количество – Парочками ходят в детском саду. (?: “Верно. Так значит, что такое пара?”).
11. Назови мне четыре времени года. – 1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).
12. Какого цвета рубины? – 1: Красного (любого от светло-розового до темно-красного). 0: - Рубинового.
13. Где садится Солнце? - 1: На Западе ( при указании рукой на запад или при ответе “за горизонтом”: “Верно, но какое это направление?”). 0: - За тучу (за горы и др.).
14. Для чего нужен желудок? – 1: - Он переваривает пищу. – Он обрабатывает пищу своим соком. – Перерабатывает пищу.
15. Почему нефть или масло плавают на воде? – 1: - Потому, что плотность воды больше (у нефти – меньше). – Легче. ?: - Легкая (“Да, но монета тоже легкая, но не плавает”).
16. Кто написал “Евгений Онегин”? – 1: - Пушкин (Чайковский).
17. Что празднуют 7 ноября? – 1: - Годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции (годовщина революции, государства). – День победы революции (Октябрьской революции). 0: - Праздник Великой Октябрьской Социалистической революции. – Годовщина СССР.
18. Что такое SOS? – 1: - Сигнал бедствия. – Призыв (сигнал) о помощи. -  Сигнал, когда корабль тонет. – “Спасите наши души”. ?: - Когда корабль тонет.  – Сигнал на корабле.
19. Каков примерно средний рост взрослого человека? – 1: - 150 – 180 см.
20. Где расположена Италия? – 1: - На юге Европы. – На Аппенинском  полуострове. – В Средиземном море. – 0: - В Европе. – На юго-западе Европы. -  На Балканском полуострове. – Около Франции. – На острове.
21. Сколько килограммов в центнере? – 1: - 100 кг.
22. Как называется столица Греции? – 1: - Афины.
23. Из чего получают скипидар? – 1: - Из хвойных деревьев (из дерева, из сосны, ели, из смолы). 0: - Из спирта (бензина, нефти).
24. Сколько километров от Москвы до Владивостока? – 1: - 8-11 тыс. км.
25. Когда бывает 29 февраля? – 1: - Через каждые четыре года. – В високосном году. 0: - Зимой. – В феврале. ?: - В этом (или таком-то) году. (Если годы високосный, спросить: “А когда еще будет?”).
26. Кто открыл Южный полюс? – 1: - Амундсен.
27. Что такое барометр? – 1: - Прибор для измерения атмосферного давления. – Прибор, показывающий погоду. 0: - Измеряет температуру. ?: - Для измерения давления (“Какого?”).
28. Что такое иероглиф? – 1: - Письменные знаки в некоторых странах (Египет,
Китай, Япония и др.) или  у древних. – Вид (знак) письменности. – Буквы в Китае ( и др.). 0: - Клинопись. – Что-то нарисовано. – Знак. – Буква.
29. Кто был Александр Македонский? – 1: - Великий полководец древности. – Древнегреческий полководец. – Завоеватель, жил до нашей эры. – Покоритель Персии (Египта). Глава греко-македоно-персидской державы. – 0: - Великий русский полководец. ?: - Великий полководец. – Военачальник. – Предводитель македонцев. – Полководец Македонии.
30. Что такое конфискация? – 1: - Принудительное (безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (в административном порядке, по закону). – Отбор имущества по закону. ?: - Отнятие (изъятие) имущества. – Насильственное (принудительное) изъятие имущества (“Кем? В чью собственность?”).



2 субтест. (с диктофоном)

Понятливость.

Оценки: 2 – 1 – 0.

Для всех испытуемых начинать с № 1.
Прекратить при 3 (-).
Перед заданием № 6 – спец. инструкция.


“Говори как можно больше, пока я тебя не остановлю.
 
Задания и контрольные ответы.

1.   Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? – 2: - Помажу йодом. – Забинтую. – Заклею пластырем. – Вымою водой с мылом. – 1: - Скажу маме. – Пойду к врачу. – 0: - Плакать. – Пойду домой. – Ничего.
2.   Что ты будешь делать, если ты потеряешь мячик, который дали тебе поиграть? (куклы, книгу – в зависимости от возраста, пола). – 2: - Куплю новый. – Отдам свой (такой же, другой). – Заплачу. – 1: - Извинюсь. – Скажу маме. – 0: - Плакать. – Скажу ему, что потерял. ?: - Искать, пока не найду (“А если не найдешь?”).
3.   Что ты будешь делать, если пойдешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не окажется? – 2: - Пойду в другой магазин. – Куплю булку. – 1: - Спросить у мамы, что делать. – 0: - Идти домой. – Отдать деньги.
4.   Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться (Для девочек – “девчонка”). – 2: - Успокоил (занял чем-нибудь, остановил, утихомирил) его. – Объяснил (внушил) ему, что так нельзя. – Перевел на шутку. – 1: - Попросил кого-нибудь остановить его. – Сказал маме. – Поставил в угол. – 0: - Повалить и держать. – Оттолкнуть. – Дать сдачи. ?: - Ничего. – Отойду.
5.   Чтобы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? – 2: - Попытаться остановить поезд. – Стать на рельсы и делать знаки. – Махать чем-нибудь (красным платком). – Закричать, чтобы услышал машинист. – 1: - Сказать стрелочнику (кому-нибудь). – 0: - Отойти. – Убежать. – Посмотреть. ?: - Кричать.
6.   Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? (“Говори мне как можно больше, до тех пор, пока ты сам все не скажешь”) – Прочнее (крепче). – Не гниет (долговечнее, меньше подвержен коррозии). – Кирпич не горит. – Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. – 0: - Удобнее (легче) строить. – Лучше изоляция. – Красивее. – Теплее. – В дерево молния ударит, а в камень – нет. - ?: - Выгоднее. – Безопаснее. – Практичнее.
7.   Почему преступников сажают в тюрьму? – Для изоляции от общества (могут совершить другое преступление). – Для исправления (перевоспитания). – Для наказания. – 0: - Чтобы не сбежали. – Для других урок. – Чтобы отбыли срок наказания. – Законы нельзя нарушать. - ?: - Они преступники (совершили преступление). (“Верно. Так почему же их сажают в тюрьму?”).
8.   Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? – Женщины слабые (мужчины сильнее женщин). – Женщины более необходимы для ухода за детьми. – Дети дольше будут жить. – 0: - Они не умеют плавать. – Так принято. – Чтобы не было паники. - ?: - Женщины – слабый пол.
9.   Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, чем дома? – Уберечься от соблазна истратить. – Безопаснее (дома могут украсть, сгореть при пожаре). – Идут проценты. – Выгодно государству, оно использует эти деньги. – 0: - Дома можно потерять. - ?: - Выгодно. – Удобно. – Надежно. – Сохранение. – Накопление. – Польза государству.
10. Чем выгодны пункты проката? – Если вещь нужна только на короткое время (на один раз, на сезон). – Не каждую вещь человек в состоянии купить. – Этой вещью после могут пользоваться другие люди. – Дома может, негде хранить. – Некоторыми вещами не стоит захламлять комнату. – Можно взять дефицитные вещи. – Доход государству, т.к. вещи окупаются. - ?: - Удобно. – Выгодно. – Дешевле.
11. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? – Отобрать (выявить) знающих (подготовленных, сильнейших), отсеять не знающих (не подготовленных). – Отобрать (выявить) способных (проверить способность учиться в институте, отсеять “тупых”). – Чтобы для всех были равные условия (чтобы не поступали нечестным путем). – Конкурс (желающих много, а мест мало). – 0: - Узнать, хорошо ли все знают. – Получить (вспомнить) свои знания. - ?: - Проверить знания (что ты знаешь, на что способен). – Иметь представления о поступающих (знаниях, способностях). – (“Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?”) – Нельзя принимать всех подряд.
12. Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? – Она легче. – Легко делать (обрабатывать). – Гигиеничнее. – Занозы не будет. – Дешевле. – Экономия древесины. – Легко штамповать. – 0: - Прочнее. – Красиво (эстетично). - ?: - Удобно. – Выгодно. – Практично.
13. Почему мы выбираем депутатов? – Отбор достойных (лучших). – Все не могут управлять.  – Потому что каждый из нас имеет право голоса (выбора), в этом проявление демократии (народной власти). – У нас власть осуществляется через представителей народа. – Власть основана на выборности. - ?: - У нас демократия. – Депутаты отражают (отстаивают, защищают) интересы народа.
14. Почему нужно выполнять обещания? – Подведешь другого. – Тебе не будут верить (будут считать лгуном). – Для пользы дела. – 0: - Так принято. – Это нехорошо. – Это нечестно. - ?: - Это дело чести. – Вопрос морали.



5 субтест (с диктофоном).

Словарь.

Оценки: за № 1 – № 5 – 2 – 0, за № 6 – № 40 – 2 – 1 – 0.

Начиная с № 10 - № 14.
Возврат к №  9, если за № 10 - № 14 получено менее 10 баллов.
Возвращаться в обратном порядке, до момента, пока или а) 5 заданий подряд не будут выполнены на 2 балла. При этом дать аванс за оставшиеся задания (по 2 балла) и переходить к № 15; или б) до № 1, а затем переходить к № 15

Прекратить при 5 (-) подряд.
 
Задания и контрольные ответы.
(В контрольные ответы не включены объяснения испытуемыми слов-заданий на примерах. Эти ответы оцениваются в 1 балл).

1.   Велосипед. – 2: - Вид транспорта. – На нем катаются (ездят). – Как мотоцикл, но без мотора (надо ногами крутить). – У него педали, колеса (др. части – не менее двух). – 0: - У меня такой есть. – Такой большой. - ?: - Трехколесный. – Для детей.
2.   Нож. – 2: - Инструмент для резания. – Режущая часть инструмента. – Холодное оружие. – Им можно резать. – Им режут хлеб (мясо и др.). – 0: - У меня есть. – Железный. - ?: - Острый.
3.   Шапка. – 2: - Головной убор. – Носят на голове. – Одевают на голову, чтобы не замерзнуть. – 0: - Фуражка. – 0: - Ее носят. – Зимой носят (“Как это, “носят”?”).
4.   Письмо. – 2: - Написанный текст с сообщением, которое посылают. – Сообщение кому-то. – Бабушке в деревню пишут. – Его кладут в конверт. – Его посылают. – Написать и отправить. – 0: - Написано на бумаге. – Бумага. – Конверт. - ?: - То, что пишут.
5.   Зонт. – 2: - Приспособление для защиты от дождя или солнца. – Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. – То, что мы берем, когда идет дождь. – Укрываться от дождя (солнца). – Берут, чтобы не промокнуть. – Раскрывают над головой. – 0: - Его носят. – У мамы есть. – Большой. - ?: - Раскрывают.
6.   Подушка. – 2: - Постельная принадлежность. – Мешок, набитый перьями (пухом, сеном), который кладут  под голову. – 1: - Его кладут под голову. – Мешок, в нем перья (пух, сено). – Состоит из наволочки, внутри перья. – Мягкое сиденье. – 0: - Мягкая. – Спит мальчик. – Белье. - ?: - Четырехугольный мешок. – На котором спят (“Как это, “спят”?”).
7.   Гвоздь. – 2: - Металлический (железный) стержень (палочка), заостренный на одном конце и со шляпкой. – Металлический стержень (палочка) для скрепления предметов. – Строительный материал. – Самое главное (значительное). – 1: - Предмет для скрепления чего-нибудь. – Им прибивают деревянные вещи. – Его вбивают в стену (доску, др.). – Палочка железная (металлическая), его вбивают. – Из металла, его забивают. Его прибивают молотком. – Забивают, чтобы повесить что-нибудь. – 0: - Им ударяют. – Острый. – Железный. – Орудие труда. - ?: - Которым крепят. – Строительный инструмент.
8.   Осел. – 2: - Животное родственное лошади, но меньше размером (домашнее, вьючное, у которого длинные уши, и он громко кричит, на котором на юге, в горох Азии перевозят вещи. – Упрямый (тупой) человек. – 1: - На нем возят грузы (людей) в горах ( на юге, в Азии). – Как лошадь, но меньше. – Упрямое (тупое) животное. – 0: - Животное в лесу бегает (дикое, с рогами). - ?: - Травоядное животное. – Животное.
9.   Мех. – 2: - Шкура животного. – Пушнина. – Волосяной покров животного. – 1: - Волосы у лисы (кошки и др.). – Покров зайца (собаки, др.). – С зверька снимают, когда убивают. – Из меха шьют шубу (воротники, шапки и др.). – 0: - Мягкий. – Пушистый предмет. – У кошки (зайца, др.). - Предмет утепления. – Теплый. – Растет в лесу, на пнях. (Мох! Не исправляйте, а снова повторите вопрос четко). - ?: - Покров животного. – Добывают у животных. – Для пошива меховых изделий.
10. Алмаз. – 2: - Драгоценный камень. – Самый прочный кристалл. – Минерал очень прочный (драгоценный). – Модификация чистого углерода. – Химическое соединение из углерода. – Инструмент для резки стекла. – 1: - Камень очень твердый (красивый, дорогой), (в кольцах, брошках, украшениях). – Рудный камень. – Чем режут стекло. – 0: - Камень твердый (красивый, дорогой). - ?: - Полезное ископаемое. – Кристалл. – Минерал.
11. Соединить (не “соединять”). – 2: - Составить из нескольких одно целое. – Привести в соприкосновение. – Сложить вместе. – Объединить. – Слить воедино. – Совместить. – Установить, сообщение (связь). – 1: - Делать что-то вместе (целое). – Соединить вместе две (три и т.д.) вещи (руки и др.). – Сваривать. – Связывать. – Склеивать. – Сбить друг с другом. – Скрепить. – Сплачивать. – 0: - Сблизить. – Приблизить. - ?: - Приложить. – Смешивать. – Соединить предметы (вагоны и др.).
12. Лезвие. – 2: - Острый край (часть) режущего (рубящего) предмета (орудия, ножа и др.). – Режущий предмет для бритья. – Стальная (тонкая) заточенная пластинка для бритья. – Отточенная грань ножа (сабли, др.). – 1: - То, чем режут, у ножа (др.). – Острая часть ножа. – Острый тонкий (металлический) предмет для бритья. – Заостренный конец у бритвы. – То, чем бреются. – Бритва. – 0: - Конец острого предмета. – Острый конец ножа. – Острый. – Холодное оружие. – Тонкий металл. – Инструмент. - ?: - Вещь для резанья. – Режущий предмет. – Заточенная часть металлического предмета. – Острие у предмета. – Острая часть предмета.
13. Меч. – 2: - Холодное оружие с обоюдоострым клинком (древнее, рубящее). – Древнее (старинное) оружие с обоюдоострым клинком ( рубящее). – Оружие обоюдоострое (рубящее). – 1: - Оружие холодное (древнее, старинное, рубящее, обоюдоострое). – Из рукоятки и длинного лезвия. – Чем сражались раньше (рыцари). – Как длинный нож. – 0: - Битва на мечах. – Колющее оружие. – Защитное оружие. – Тяжелый. – Железный. – Чем защищаются. – Круглый, чем защищаются. - ?: - Оружие, полоска металла. – Как сабля. – Оружие. – Оружие борьбы. – Сражаться. – Предмет, с которым сражались. – Чем сражаться. – Используют на войне.
14. Неприятность. – 2: - Факт (сообщение, случай), вызвавший плохое настроение (огорчение, неудовольствие, расстройство). – 1: - Когда у человека наступает ( когда что-то делает человеку) плохое настроение. – Когда у человека неудача. – Плохое известие. – Когда человека обидели. – 0: - Чувство ненависти (презрения). – Беда. – Горе. – Несчастье. – Неприятное что-то. - ?: - Когда человеку плохо (не по себе). – Что-то случилось плохое. – Что-то причинило боль. – Плохое настроение. – Неудовольствие. Расстройство. – Огорчение. – Иногда такое ощущение у человека.
15. Храбрый. – 2: - Смелый. – Бесстрашный. – Отважный. – Мужественный. – Человек без страха. – 1: - Человек, который не обращает внимания на опасности (не боится ничего – трудностей, опасности, др.). – Небоящийся. – Решительный. – 0: - Сильный. – Делает добро (полезное). – Его другие бояться. – Которым руководит рассудок. – Который совершил подвиг. - ?: - Свойство (черта) человека. – Храбрый солдат, сражался. – Когда большой мальчишка бьет маленького, а он заступается.
16. Чепуха. – 2: - Не имеющее значения. – Не существенное. – Пустяковое. – Пустяки. – Ерунда. – Вздор. – Чушь. – Несуразица. – Мелочь, на которую не стоит обращать внимания. – 1: - Что-нибудь легко сделать. – Что-то непонятное. – Не то говорит. – Не имеющее смысла. – Бессмыслица. – Нелепость. – Набор бессмысленных слов. – Неправдоподобие. – Неправда. – Глупость. – 0: - Неправильно решил задачу. – Бред. ?: - Ненужное занятие. – То, чего не может быть. – Несовместимое.
17. Герой.  – 2: - Человек, совершивший подвиг (выдающийся поступок). – Главное действующее лицо литературного произведения (пьесы и др.). – 1: - Кто сделал что-то полезное, чего не могут сделать другие. – Кто победил врагов. – Кто совершил смелый (храбрый) поступок. – 0: - Кто сделал хорошее дело (может все сделать, совершил героический поступок). – Храбрый. – Смелый. – Сильный. – У которого медали. – Герой литературного произведения. - ?: - Отличился чем-то, каким-то поступком.
18. Азартная игра. – 2: - Игра, в которой выигрыш зависит от случая. – Игра на деньги (вещи и др.). – 1: - Игра увлекающая (страстная, задорная, захватывающая, на что-нибудь, в которой трудно остановиться, в которой чем больше играешь, тем интереснее) – Когда человек играет и все забывает ( не может оторваться, не контролирует свои поступки). – Игра в карты. – 0: - Игра запрещенная (веселая, интересная, быстрая). – Пустое время провождения. – Когда балуются. - ?: - Нехорошая игра.
19. Нитроглицерин. – 2: - Масляная, тяжелая, взрывчатая жидкость. – Вещество (химическое) взрывчатое (которое может взрываться, используется как лекарство). – Лекарственный (медицинский) препарат (средство). – 1: - Химическое (органическое) вещество. – Взрывчатка. – Употребляют для взрыва. – Сердечное лекарство. – Таблетки. – Лекарство. – 0: - Жидкость (лекарство, средство) для смягчения кожи. - ?: - Жидкость. – Опасная жидкость.
20. Микроскоп. – 2: - Прибор с увеличительными стеклами для рассматривания (увеличения) невидимых простым глазом предметов, например, микробов (клеток, насекомых и др.). – 1: - Прибор (предмет), чтобы увидеть мелкие частицы. – 0: - (Дается полное определение, с указанием в примере на звезды, картинки на стене, на поверхность моря – “у подводной лодки”). - ?: - (Полное определение без названия рассматриваемых предметов).
21. Доллар. – 2: - Денежная единица США (Канады, Австралии). – Деньги в Америке. – Американская монет, состоит из 100 центов. – Валюта. – 1: - Американский рубль. – Американская монета. – Деньги. – Иностранные деньги. – 0: - Деньги в Англии. – Рубль.
22. Басня. – 2: - Литературное произведение (стихотворение, проза и др.) с иносказательным (аллегорическим) и нравоучительным смыслом, где под видом животных (вещей и др.) подразумеваются люди. – Вымысел. – Выдумка. – Небылица. – 1: - Литературное произведение (стихотворение и др.) иносказательное (аллегорическое, нравоучительное, поучительное, с моралью, с наставлением, где под видом животных высмеиваю людей, где высмеивают пороки людей, недостатки людей). – 0: - В котором высмеиваются звери. - ?: - Стихотворение. – Где под зверьми подразумеваются люди. – Устное народное творчество.
23. Купол. – 2: - Крыша в форме полушария (сферической формы). – Вершина чего-либо в виде полушария. – Выпуклый верх здания. – 1: - Крыша в цирке (церкви). – Верх у дерева. – В соборах верхотура округлой формы. – 0: - Дом. – Круглый. – Шар. - ?: - Крыша куполообразная. – У цирка (у церкви). – Вершина. – Полукруглый верх чего-либо. – Круглая крыша.
24. Шпионаж. – 2: - Преступная деятельность ( действия противника) с целью выведывания (собирания, похищения) секретных сведение (секретной информации, секретов военных, промышленных, политических). – Разведка противника. – 1: - Когда у другой стороны узнают тайны. – Разведчики добывают сведения в другой стране для своей. – Чтобы узнать тайны (секреты). – Слежка. – 0: - Предательство. – Махинации. – Нечестное. - ?: - Когда шпионят. – Когда шпионы разведывают. – Собирание каких-либо сведений по чьему-либо заданию. – Разведка. – Преступление. – Проникновение в другую страну.
25. Припер. – 2: - Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета. – 1: - Часть песни (слова в песни), повторяющиеся несколько раз. – У песни несколько раз повторяется. – Короткая песня, которая идет за каждым куплетом. – Повторение после каждого куплета. – 0: - В песне мотив (дополнительный куплет, куплет, который повторяется). – Когда припевают. – Один поет, а другие припевают. ?: - Часть песни. – Отрывок из песни. – В песне.
26. Изолироваться (четкое произношение окончания). – 2: - Оградиться (отдалиться, скрыться) от внешнего мира (окружающей среды). – Не общаться ( не иметь отношений ни с кем). – Принимать меры по технике безопасности, например, надеть резиновые печатки электрику. – Уединиться. – 1: - Отделиться от людей. – Одному жить (остаться, быть). – Жить в одиночестве. – Не иметь друзей. – Уйти куда-нибудь подальше от людей (общества). – Загерметизироваться.  – 0: - Куда-нибудь убежать (уехать, спрятаться, скрыться, уйти, чтоб тебя не видели, переезжать). – Отсоединяться. – Отъединяться. – Быть замкнутым. – Когда все отрекаются. - ?: - Отделиться. – Отъединиться. – Быть замкнутым. – Когда все отрекаются. ?: - Отделиться. – Отходить ото всех. – Чтобы ничего не видел, не слышал. – Как раньше фанатики.
27. Блеск. – 2: - Свойство гладкой поверхности отражать свет (лучи). – Отражение света гладким предметом. – Кратковременная вспышка света как молния. – Сияние. – Отсвет. – Сверкание. - Великолепный. – Яркое проявление чего-то. – 1: - Отражение падающего света (световых, солнечных лучей от поверхности). – Свойство преломлять лучи (отражать свет). – Свойство металла. – Когда свет падает на стекло и отражается. – Когда что-то сверкает (сияет, отсвечивает). – Отличный. – Хороший. – 0: - Что-то светится. – Вещество излучает лучи. – Предмет, отражающий лучи. – Когда блестит что-то на солнце (гладкий предмет, поверхность). – Металлический блеск. - ?: - Что-то яркое. – Блеск в настроении. – Когда от солнца падают лучи на что-то.
28. Харакири. – 2: - Самоубийство путем вспарывания живота (у японских самураев). – Вспарывание себе живота японскими самураями. – 1: - Вид самоубийства. – Способ умерщвления себя ножом. – Японцы, чтобы не сдаваться в плен, так себя зарезали. – Когда вспарывают себе живот. – Втыкание себе ножа в живот и вспарывание. – У японцев вспарывание живота. – 0: - Это казнь у японцев. – Удар в живот. – Способ убийства. – Самоубийство в Китае. – Вид операции. – Вид борьбы. – Спортивная игра. - ?: - Когда разрезают живот.
29. Ретироваться. – 2: - Отступить. – Отойти. – Скрыться. – 1: - Отступить в споре. – Идти (вернуться) назад. – Пятиться. – Покинуть что-либо. – Убраться вон убежать. – 0: - Сдаться. – Уйти в себя. – Избегать неудобств. – Это нехорошо. – Смущаться. – Тушеваться. – Собираться уйти. – В шахматах перестановка фигур. - ?: - Уйти. – Покинуть поле битвы. – Горькое чувство. – Отворачиваться. – Поворачиваться.
30. Скорбь. – 2: - Высшая степень сожаления о чем-либо. – Состояние человека в (после) тяжелом горе. – Чувство людей, связанное с утратой близких. – Крайняя печаль. – Горесть. – Страдание. – 1: - Когда у человека большое горе (утрата). – Человек очень жалеет о чем-нибудь. – Сильное сожаление. – Это сильнее, чем грусть. – Большое горе. – Тяжелое переживание. – Переживание о погибшем. – Когда оплакивают кого-либо. – Печаль. – 0: - Огорчение. – Сожаление. – Грусть. – Тоска. – Беда. – Утрата. – Несчастье слезы. – Когда плачут. ?: - Что-нибудь случилось, о чем скорбят. – Горе. – Скорбь о погибшем. – Грусть о каком-либо человеке. – Переживание о чем-либо. – Тяжелое чувство.
31. Балласт. – 2: - Специальный груз для обеспечения правильной осадки (устойчивости) корабля (подводной лодки). – Мешки с песком для регулирования высоты полета воздушного шара. – Щебень (песок) под шпалами. – Что-то обременяющее (тянущее назад). – 1: - Сбрасывают с воздушного шара, чтобы не опускался. – Средство для устойчивости корабля. – 0: - В цирке, с чем балансирует человек. – Чтобы предмет стоял прямо. – Запас прочности. - ?: - Груз для сохранения устойчивости (равновесия). – Чтобы предмет плавал на воде.
32. Катакомбы. – 2: - Подземные галереи (лабиринты, ходы, пещеры), созданные искусственно (в заброшенных каменоломнях, в заброшенных шахтах, оставшихся при разработке пород). – Галереи (лабиринты и др.), созданные искусственно. – 1: - Подземные галереи (ходы, лабиринты и др.). – Где раньше (шахты) добывали полезные ископаемые (породу). – 0: Убежище для людей. – Ямы. – ?: - В Одессе такие пещеры под замлей (где скрывались партизаны). – Остатки разработок пород. – Прорытые под землей.
33. Неизбежный. – 2: - Неотвратимый. – Неминуемый. – То, что невозможно предотвратить. – 1: - То, от чего никуда не денешься (не уйдешь, не убежишь). – То, что обязательно произойдет (должно быть, совершится). – Нельзя спастись. – Т.е. нет выхода. – 0: - Когда можно чего-либо не избежать. - ?: - Не избежать своей судьбы. – Так будет.
34. Термиты. – 2: - Отряд (семейство) перепончатокрылых. – Насекомые близкие к тараканам и богомолам (типа, похожие, наподобие муравьев, живут в тропиках, жарких странах, в Африке, Америке). – 1: - Насекомые. – Насекомые общественные. – Муравьи. – Такие большие муравьи (строят термитники, живут в тропиках, в Африке, Америке). – Вид (похожие, наподобие) муравьев. – 0: - Мухи. – Животные. - Пауки в тропиках. – Личинки. – Горящее вещество. - ?: - Живут в Африке. – Строят термитники.
35. Аврора. – 2: Богиня утренней зари ( у др. римлян). – У древних греков ей соответствует богиня Эос. – 1: - Богиня зари (утра, у древних римлян, у древних). – Заря. – Восход. – Утренняя звезда. – Солнце. – Имя девушки. - ?: - Богиня. – Название крейсера (“Верно. А что означает само слово “Аврора”?).
36. Стерильный – 2: - Обеззараженный. – Продезинфицированный. – Обеспложенный. – Очищенный от (лишних) микроорганизмов (микробов, бактерий). – Бесплодный. – 1: - Когда убиты все микробы. – Что-то (чистый) без микробов (бактерий). – Сверхчистый. – Так делают, чтобы избежать инфекции. – Очень чистые для операции бинты (и др.). – 0: - Чистый. – Очищенный от грязи. – Лишенный вредных примесей (грязи). – Порошок для стирки. - ?: - Используется при операциях. – Очень чистый.
37. Контейнер. – 2: - Вид упаковки (вместилище, тара, емкость, резервуар, приемник) для перевозки грузов (предметов, жидкостей, вещей). – 1: - Предмет (ящик, металлический баллон), в котором перевозят различные вещи (грузы, предметы). – 0: - Для хранения бензина (нефти и др.). – По нему перевозят грузы. – Движущаяся лента. – Для поднятия грузов. – Вагон (машина) для перевозки грузов. - ?: - Приспособление для перевозки грузов. – Для перевозки грузов. – Большой ящик.
38. Пассивный. – 2: - Безучастный. – Безынициативный. – Бездеятельный. – Не (мало) активный. – Не проявляющий деятельности (инициативы, активности). – Безучастно относящийся к чему либо. – Зависимый. – Лишенный самостоятельности. – 1: - Не заинтересованный. – Не интересуется ничем. – Не участвует в жизни коллектива (в общественной жизни). – Инертный. – Медлительный. – Ленивый. – Флегматичный, безразличный, равнодушный. – 0: - Старается остаться в стороне. – Уклоняется от какой-либо деятельности. – Пессимист. – Вялый. – Медленный. – Малоподвижный. – Замкнутый. – Тихий. – Угрюмый. – Наблюдающий. – Беспечный. – Ничем не выделяется. – Ничего не может придумать. – Не имеет своего мнения. - ?: - Не участвующий. – Отступает перед трудностями.
39. Ирония. – 2: - Насмешка тонкая (скрытая, в форме похвалы, с подковыркой). – 1: - Насмешка. – Подтрунивание. – Что-то высмеивается не явно. – Когда говорят хорошее, а выражение лица ехидное. – Злая (ехидная) шутка. – 0: - Шутка. – Когда смеются. – Усмешка. – Презрительная насмешка. – Несерьезное отношение. - ?: - Что-то в иносказательной форме. – Разновидность шутки. – Когда насмехаются. – Форма насмешки с издевкой. – Пренебрежение к чему-либо. – Доброжелательное высмеивание. – Высмеивание.
40. Наговор. – 2: - Обвинение со злым умыслом. – Ложное обвинение. – Ложный донос. – Клевета. – Напраслина. – Поклеп.  Заклинание у знахарей. – 1: - Ложь. – Обман. – Сплетни. – Говорят на кого-то (о ком-то) неправду (не хорошее, что-то плохое). – Человека оговорили (оклеветали). – 0: - Заговор. – Донос. – Пустословие. – Говорит с акцентом. - ?: - Наговорили на человека. – Говорят, чтобы обвинить. – Оскорбление.
 
4 Субтест.

Оценка за “Аналогии” – 1-0, за “Сходство” – 2-1-0.

Для детей моложе 8 лет и старше, со снижением.

Начинать с № 1.
При неудаче с заданиями № 1 или № 2 – помощь.
Переходить к “Сходству”, если за № 1 - № 4  получено 2 балла и больше.

Для детей 8 лет и старше, без снижения.

Начинать с № 5.
При неудаче с заданиями № 5  или № 6 – помощь.
Возврат к № 1, если на “Сходстве” при наличии 3 (-) подряд получено менее 3 баллов.

Дать аванс за № 1 – № 4 (4 балла), если на “Сходстве” при наличии 3 (-) подряд получено 3 балла и больше.

Прекратить при 3 (-) подряд.

Инструкция: “Я назову тебе какие-нибудь 2 предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы.
“Сходство” – Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока сам все не скажешь или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем..
“Аналогия” – Я сейчас начну что-нибудь говорить, а ты продолжи. Хорошо?”.
 
Задания и контрольные ответы.

1.   Лимон кислый, а сахар…сладкий – 1.
2.   Ты ходишь ногами, а бросаешь…руками – 1.
3.   Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки…женщинами – 1.
4.   Нож и кусок стекла оба…острые – 1.
5.   Слива – персик (вишня). 2 – Фрукты. – Фруктовые деревья. Плоды. 1- Еда. – Их едят. – (Любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие). 0 – Вкусные. – Вкус. – Маленькие. – Нравятся. – Ягоды.
6.   Кошка – мышка. 2- Животные. – Млекопитающие. – Живые существа. – Четвероногие. 1- Четыре ноги – (Любые 2 признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть). 0 – Едят. – Шкурки. – Быстро бегают. – Ловкие.
7.   Вино – пиво (часто под ответом “не знаю” подразумевается “Не пил, не пробовал”. Необходима следующая форма вопроса: “Как ты думаешь, что между ними общего?”). 2 – Алкогольные (спиртные) напитки. – Опьяняющие вещества. 1 – Напитки. – Их пьют. – Жидкие. – Жидкость. – Кружится голова. – Крепкие. – С градусами. – Возбуждающие напитки. – Горькие. – В них спирт. 0 – В бутылках. – Одинакового цвета (вкуса).
8.   Пианино-скрипка. 2 – Музыкальные (струнные) инструменты. – Инструменты, на которых играют. 1 – На них играют. – Струны. – Имеют мелодию (звук). – Музыкальные предметы. – Предметы, на которых играют. 0 – Одинаково играют. – Из дерева. – Инструменты.
9.   Бумага – уголь. 2 – Органического (растительного) происхождения. – Содержат углерод. – В их состав входит углерод. – Органическое вещество. 1 – Горит. – Из дерева получается бумага. 0 – Топливо. ? – По происхождению. – Продукты промышленного производства.
10. Килограмм – метр. 2 – Единицы системы СИ (измерения). – Меры. – Измерение величины. 1 – Ими измеряют. – Оба говорят о величине. 0 – Оба говорят о длине и (или) весе. – В килограмме 1000 гр. и в метре 1000 мм. – Кг\м =дж. ? – Виды измерения.
11. Ножницы – медная сковородка. 2 – Предметы домашнего обихода. – Сделаны из металла. 1 – Используются в быту (хозяйстве, дома). – Из стали. – Не имеют металлический блеск. 0 – Блестят. – Имеют ручки. – Железные. ? – Из одного материала.
12. Гора – озеро. 2 – Изломы земной коры. – Топографические понятия (названия). – Географические названия. – Природные образования. – Рельеф местности. – Элементы (составные части) рельефа. 1 – Неровности поверхности земли. – Элементы (явления) природы. – Элементы пейзажа. – Имеют полезные вещества. 0 – Имеют воду и землю. – Всегда на месте. – Поверхность земли. ? – Природа. – Из природы. – Пейзаж. – Вид. – Местность.
13. Соль – вода. 2 – Химические (органические) вещества (соединения). – Необходимые для жизни вещества. – Входят в состав пищевых продуктов. 1 – Употребляют с пищей. – Их едят. – Продукты (предметы) питания. – Вещества, содержащиеся в природа. – Состоят из молекул. 0 – Оба в океане. – Соль получают из воды. – Химические элементы. ? – Их используют.
14. Свобода – справедливость. 2 – Философские (гуманные, идеологические, юридические) понятия. – Философские категории. – Социальные идеи (ценности). – Демократические права. 1 – Лозунги борющихся за независимость народов (прогрессивные, гуманные). – Принципы, за которые борются народы мира. – Это желание любого народа. – Без них человек не может счастливо жить. 0 – Равенство. – Законы. – Близкие понятия. – Гражданские права. – Без справедливости нет свободы. ? – Связь с борьбой за независимость. – То, чего нет в капиталистических странах. – Права человека. – Человеческие потребности.
15. Первый – последний. 2 – Крайние члены (концы) ряда. – Замыкающие. – Замыкают концы (ряд). – Этапы какого-либо действия. 1 – Находятся на краях. – Крайние. – Крайние точки. – Концы. – Обозначают место (порядок). – Ограничивают что-то. – Противоположные. 0 – Первый-начало, последний-конец. – Если есть первый, есть и последний. – Два конца. – Начало и конец. – Счет. – Цифры. – Числа. – Конечные числа. – Порядковые числительные. – Меры счета. – Номерной порядок. ? – В ряду (очереди). Порядок.
16. Число 49 – число 121. 2 – квадрат простых (первоначальных, нечетных) чисел. 1 – Нечетные. – Не делятся на два. – Натуральные (целые) числа. 0 – Квадраты чисел 7 и 11. – Делятся только на само себя и единицу (на одно и тоже число). – Числительные. – Числа. – Цифры. – Состоят из цифр. ? – Квадраты.
 
3 Субтест (арифметический).

1.   Если я разрежу яблоко пополам, то сколько частей я получу? 2 – 30.
2.   У Вани было 4 руб., а мама дала ему еще 2 руб. Сколько всего рублей у Вани? 6 – 30.
3.   У Тани было 6 шариков и она купила еще 8 шариков. Сколько шариков теперь у Тани? 14 – 30.
4.   У продавца было 12 газет. 5 он продал. Сколько осталось? 7 – 30.
5.   Каждая тетрадь стоит 7 руб. Сколько стоят 3 тетради? 21 – 30.
6.   У продавца было 25 бутылок молока. 11 он продал. Сколько осталось? 14 – 30.
7.   У четырех мальчиков было 72 коп. Они поделили их между собой поровну. Сколько копеек получил каждый? 18 – 30.
8.   Рабочий заработал 36 руб. Ему платили по 4 руб. в день. Сколько дней он работал? 9 – 30.
9.   Если ты купишь 3 десятка апельсин по 30 коп. за десяток, то сколько копеек сдачи ты получишь с рубля? 10 –30.
10. От какого числа 36 составляет 2/3? 54 – 60.
11. Если 3 тетради стоят 5 руб., то сколько стоят 24 тетради? 40 – 30.
12. Предположим, что изменилась оплата проезда в такси: теперь за первые полкилометра нужно платить 3 руб., а за последующие полкилометра по 2 руб. Сколько при таких условиях будет стоить поездка на расстояние в 4 км?    - 120.
13. Коля и Юра начали играть в шашки на фантики. К началу игры у каждого было по 27 фантиков. Они договорились, что в конце каждой партии проигравший будет отдавать победителю 1/3 имеющихся у него фантиков. Коля выиграл 3 партии. Сколько фантиков осталось у Юры к началу четвертой партии? 8 – 120.
 
6 субтест.

Инструкция: Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, должен в таком же порядке все их повторить. Хорошо?

Прямой счет.
1 серия.

№ 3 3 – 8 – 6;
№ 4 3 – 4 – 1 – 7;
№ 5 8 – 4 – 3 – 2 – 9;
№ 6 3 – 8  – 9 – 1 – 7 – 4;
№ 7 5 – 1 – 7 – 4 – 2 – 3 – 8;
№ 8 1 – 6 – 4 – 5 – 9 – 7 – 6 – 3;
№ 9 5 – 3 – 8 – 7 – 1- 2 – 4 – 6 – 9. 

2 серия.

№ 3 6 – 1 – 2;
№ 4 6 – 1 – 5 – 8;
№ 5 5 – 2 – 1 – 8 – 6;
№ 6 7 – 9  – 6 – 4 – 8 – 3;
№ 7 9 – 8 – 5 – 2 – 1 – 6 – 3;
№ 8 2 – 9 – 7 – 6 – 3 – 1 – 5 – 4;
№ 9 4 – 2 – 6 – 9 – 1- 7 – 8 – 3 – 5. 


Обратный счет.

Инструкция: Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Например...Понял? Ну, давай попробуем.

№ 2 2 – 5;
№ 3 5 – 7 – 4;
№ 4 7 – 2 – 9 – 6;
№ 5 4 – 1 – 3 – 5 – 7;
№ 6 1 – 6  – 5 – 2 – 9 – 8;
№ 7 8 – 5 – 9 – 2 – 3 – 4 – 2;
№ 8 6 – 9 – 1 – 6 – 3 – 2 – 5 – 8;

№ 2 6 – 3;
№ 3 2 – 5 – 9;
№ 4 8 – 4 – 9 – 3;
№ 5 9 – 7 – 8 – 5 – 2;
№ 6 3 – 6  – 7 – 1 – 9 – 4;
№ 7 4 – 5 – 7 – 9 – 2 – 8 – 1;
№ 8 3 – 1 – 7 – 9 – 5 – 4 – 8 – 2;

Тест на скорость чтения:

А и 28 я 478 ТСМ 214 b! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11 + 3 = 12  15:5 = 24: 7 = 23 М + А = ма ма = ! мама = папа каша + ша = ка