На главную

Титова Н.Ю. Испытание недостатка ощущения опасности в психологии поведения современных подростков // Психология.Пермь. – 2007. - №13. с 10-11

Титова Наталия Юрьевна

Практический психолог в области образования.
Херсон, Украина
Недавний случай в российской школе, где установили видео для наблюдения за школьниками,  делают этот материал особенно актуальным.
Проблема настолько серьезная, что вовремя незамеченная тенденция агрессивного поведения школьников может привести к печальным последствиям. Только знание темы и большой профессионализм педагога может предотвратить развитие опасной ситуации в подростковой группе.
Эта работа подробно раскрывает механизм возникновения агрессивного поведения индивида и предлагает возможные меры профилактики и предупреждения агрессивного поведения в подростковой среде. Предлагается и «новый» взгляд на проблему агрессивности человека в современном, глобализирующемся обществе.

«Испытание недостатка ощущения опасности в психологии поведения современных подростков»
 «Социальное поведение анализируется, как правило, с двух разных позиций: 1) исходящей из культурной антропологии и социологических традиции (исследуются условия жизни и факторы среды, влияющие на индивида) и 2) исходящей из личностного подхода (исследуются интрапсихологические регуляторные механизмы и структуры, ответственные за поведенческие проявления). В попытке объединить оба эти подхода родилась концепция социализации, которая в качестве самых существенных элементов социальной среды для процесса социализации выделяет семью и другие малые группы (например, группу сверстников)» - об этом подробно говорила на Европейской конференции по психологии развития  Щедрина Е.В. [6].
«Как сильно бьется сердце…Сегодня нас трое. Вечер, мы вышли на «охоту». «Охоту» на вас!..  Потные пальцы сжимаются в неплотный кулак, чуть-чуть пересохли губы. Мы болтаем, закуриваем, нервно смеемся, смеемся от страха и смятения, охватившего нас перед предстоящим событием. Кто будет сегодня?.. Мы ищем жертву - выпившего, хорошо одетого, одинокого мужчину. Мы идем за ним.
Мы идем по темным улицам Нашего города. Ведь, город ночью принадлежит нам. Боимся ли мы того, что предстоит сделать? Скорее всего, да!
Предвкушение…
…Мы подходим к мужчине вплотную, со стороны спины, и бьем по затылку. Человек падает и…только бы не забить ногами до смерти. Это нравится, вызывает удовольствие -  еще и еще и еще раз ударять ногой по голове, животу. Он закрывает руками голову, уклоняется от ударов, ему очень больно, он защищается, но это не помогает. Он бессилен, он жертва, он слабее нас, он беззащитен и это заводит нас. Кровь приливает к голове. Мы бьем, бьем… Все, хватит!.. Обыскиваем его: забираем мобильный телефон, деньги, часы. Документы не берем. Обсуждаем ли мы то, что сейчас произошло? Да. Ведь задача была не только обворовать, но еще и показать свою силу, смелость, значимость. Мы постепенно успокаиваемся и идем в общежитие. Нам хорошо. Завтра будет новый день. Жизнь продолжается…
…Бойтесь нас, завтра будет вечер…»
По материалам анонимного
опроса учащихся
по теме: «Фрустрация»

Подростковая агрессия и психология  социального поведения
Для начала разговора на тему психологии социального поведения подростков позвольте постулировать, что в основе агрессивного поведения индивида лежат эмоциональные переживания.  Леонард Берковец об этом говорит так:
«…такая форма поведения, прежде всего, вызвана разрушением зависимости ребенка от родителей. В первую очередь фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны одного либо обоих родителей, приводит к постоянно возникающему у ребенка чувству враждебности и агрессивности» [1,с.36].
Столько написано книг об агрессии, но знаком ли педагог с психологическими причинами возникновения агрессивного поведения подростков? С механизмом агрессивного поведения и его последствиями? Что же такое агрессивность?
Агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.[4]
Несколько лет занимаюсь психологической проблемой агрессивного поведения подростков. Провожу диагностику, опрашиваю подростков, собираю материал. Все обыденно, до банального. Материал, как материал. Но когда пришлось столкнуться с детьми - сиротами, и услышать от них, то, что написала выше, внутри все содрогнулось. Многое слышала, но так откровенно, цинично и безысходно - впервые… Много раз в мыслях возвращалась к этой теме, но написать эту статью побудило всё же не поведение детей-сирот, а вечерний телефонный разговор со школьным преподавателем.
В классе подростки срывали постоянно уроки, «травили» более «слабых» одноклассников… Что это? Что с этим делать? Что за этим стоит?
Давайте попытаемся вместе с вами разобраться в поведение подростков. Может, удастся найти  способы предупреждения агрессивного поведения ребят?
Жалоб на агрессивное поведение подростков с каждым годом все больше и больше.
 СМИ всего мира систематически рассказывают  об  агрессивном поведении подростков. Такое поведение демонстрируют не только мальчишки, возрастает и девичья агрессивность.
Что происходит с современным подростком в современном мире?
Попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Исходя из того, что побудителями агрессивного поведения являются чувства, то мы можем сказать, что такое поведение биологически предопределено. Поразительное разнообразие событий может привести к агрессивному поведению подростка. Что же такое чувства? Почему они могут привести нас к насилию? В энциклопедическом словаре даны определения: «чувства, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эмоции, реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную окраску…» [5] .  Переживания лежат в основе агрессивного поведения личности.  Как правило, эти переживания носят неприятный характер. Но не только переживания приводят к агрессивному поведению, социальный стресс оказывает на наших детей негативное влияние (изменения, происходящие в обществе).
В обыденной жизни наше поведение носит цивилизованный характер. Мы боимся наказания, неодобрения, возмездия, соблюдаем правила и нормы, установленные в нашем обществе. Неприятные переживания подростков приводят к реакции бороться, потому что агрессия имеет физическую природу.
Что же это за переживания, возникающие в подростковом возрасте и приводящие к агрессивному поведению не только в подростковой среде? К сожалению, список этих переживаний велик. Окружающая среда современного мира постоянно держит ребенка в состоянии стресса. Трудности в школе любого характера, проблемы в семье, гормональные изменения, проблемы в обществе. Все это, как правило, приводит к дистрессу. Запреты окружающих [1] и внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Сильное и долгосрочное состояние неудовлетворенности может вызвать интенсивные агрессивные тенденции. Дети живут во враждебном окружении (среда современного мира), их часто эмоционально провоцируют учителя, родители, сверстники. Общество (семья, школа) ставит перед ними цели, которые порой некоторым подросткам просто невозможно достичь в силу объективных и субъективных причин…………………………………………………………………………………….
Список литературы
1. Бандура Альберт, Уолтерс Ричард. Подростковая агрессия.    
Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского.-М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 512с. (Серия «Психология.ΧΧ век»), с.36,201 с.
2. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.-М.: Рус. Яз, 1989. Т.4., стр.212.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.- 640с.:- (Серия «Учебник нового века»), с.411.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед.учеб.заведений: В 3кн.Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.цент ВЛАДОС,1998.- 632с. С.613.
5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия,1988.- 1600 с.,ил.  с.1504.
6. Материалы конференции отражены в сборнике тезисов: Third European conference on developmental psychology: Abstracts /Ed. by М. Kalman еt al. Budapest, 1988. 488 p.