Методика исследования коммуникативных и организаторских
склонностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тест-опросник
КОС
Процедура исследования Исследование
коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС
можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты
опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Опросник
Бланк для ответов
представляет собой четыре ряда цифр, означающих номера вопросов и
пронумерованных от 1 до 40 в определенном порядке, точно таком, как на
образце. Обработка результатов
Дешифратор
Чтобы определить
уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно
высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение
количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально
возможному числу совпадений, в данном случае — к 20. Формулы для подсчета
коэффициентов такие Кх
Ох Кк — коэффициент коммуникативных
склонностей; Ко — коэффициент организаторских
склонностей; Анализ результатов В ходе анализа
результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских
склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок. Шкала оценок коммуникативных и организаторских
склонностей
Уровень развития
коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью
оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1, —
это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских
склонностей. Испытуемые, получившие
оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже
среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой
компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой,
ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с
людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой
ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах
они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Для испытуемых,
получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления
коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с
людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение,
планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой
устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и
планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных
и организаторских склонностей. Испытуемые, получившие
оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой
обстановке,быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих
знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям,
проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в
организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное
решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно
внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие
высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в
коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро
ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом
коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в
создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают
свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести
оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры,
мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут
такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской
деятельности. Коммуникативные и
организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку
развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с
людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в
развитии педагогических способностей. Желание заниматься
организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания
соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой
личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для
человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми
он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых
с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто
склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые
вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся
значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных
барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель
саморазвития. |