Тест эгоцентрических ассоциаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тест
эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)
Процедура исследования Исследование
эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)
можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7
человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть
обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5- Особенностью данного
задания является то, что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве
"подставной" цели может быть названа проверка скорости письменной
речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный
стимульный материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность
и каллиграфия значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору
запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать
оценки и высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за
строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения
задания, Инструкция
испытуемому:
"Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить
каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена
законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание
незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения
задания фиксируется". Тестовый бланк Время, затраченное
на заполнение теста __мин. 1. В такой ситуации
... 2. Легче всего ... 3. Несмотря на то,
что ... 4. Чем дольше ... 5. По сравнению с
... 6. Каждый ... 7. Жаль, что ... 8. В результате ... 9. Если ... 10. Несколько лет
тому назад ... 11. Самое важное то,
что ... 12. Только ... 13. На самом деле
... 14. Настоящая
проблема в том, что ... 15. Неправда, что
... 16. Придет такой
день, когда ... 17. Самое большое
... 18. Никогда ... 19. В то, что ... 20. Вряд ли
возможно, что ... 21. Главное в том,
что ... 22. Иногда ... 23. Лет так через
двенадцать ... 24. В прошлом ... 25. Дело в том, что
... 26. В настоящее
время ... 27. Самое лучшее ...
28. Принимая во
внимание ... 29. Если бы не ... 30. Всегда ... 31. Возможность... 32. В случае ... 33. Обычно ... 34. Если бы даже ...
35. До сих пор ... 36. Условие для ... 37. Более всего... 38. Насчет ... 39. С недавнего
времени ... После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему. Обработка результатов Цель обработки
результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно
судить об уровне эгоцентрической направленности личности. Обрабатывать результаты
имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время
тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в
тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке
и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще
раз через несколько дней. Индекс эгоцентризма
определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию,
указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация
выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него.
Это могут быть
местоимения "я", "мне", "мой",
"мною", "моих" и т.п. Информацию о самом субъекте несут
также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно
подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа. Индексом эгоцентризма
служит количество вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета
предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его
центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица
единственного числа или соответствующие глагольные окончания
подчеркиваются, а номер предложения обводится кружочком. Анализ результатов Для определения уровня
эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов
приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в
том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих
эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в
вуз представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В
период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение
эгоцентричности личности. Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек
Очень низкий (нулевой)
показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял
инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в
инструкции. Очень высокий
показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей
собственной персоне. В процессе анализа
результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность -
это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой
центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую
обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия,
цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия.
Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует
автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в
собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в
защите своего "Я", в том числе и психосексуальной потребностью. Эгоцентризм отражается
на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и
взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой
личности. Лица с высоким уровнем
эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и
искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию
и межличностным проблемам. В моральном плане
эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в
попытках использовать других людей для удовлетворения собственных
потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с
чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой. Поскольку определение
величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для
испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику
психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно
обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами,
способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут
быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению
успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу
постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за
культмассовую или спортивную работу и т.п.). Низкий уровень
эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности
ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе - учителя и
некоторые ученики. В отдельных случаях
высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным,
вызванным очень значимым для человека событием. Для коррекции
эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми.
Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать
правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь,
тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным
к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма
рекомендовать участие Б тренингах сензитивности, общения, децентрации. Своевременная коррекция
эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются
психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне -
конформность и социальная пассивность. |