Реан А.А., Мотивация успеха и боязнь
неудачи |
|
|
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник
А. А. Реана)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные
вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет".
Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что
"да" объединяет как явное "да", так и "скорее да,
чем нет". То же относится и к ответу "нет": он
объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы
следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в
голову, как правило, является и наиболее точным. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Включаясь в работу,
как правило, оптимистично надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен
к проявлению инициативности. 4. При выполнении
ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. 5. Часто выбираю
крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
трудности. 6. При встрече с
препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании
успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности
в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего
контроля. 9. При выполнении
достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
деятельности ухудшается. 10. Склонен
проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен
планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то,
скорее с умом, а не бесшабашно. 13. Не очень настойчив в
достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить
перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
чем нереально высокие. 15. В случае неудачи при
выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании
успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю
планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях
ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если
задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи при
выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь. 20. Если задание выбрал
себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает. КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Ответ "ДА":
1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ За каждое совпадение
ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее
количество набранных баллов. Если количество набранных
баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу
(боязнь неудачи). Если количество набранных
баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех
(надежда на успех). Если количество набранных
баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный
полюс ярко не выражен. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.
При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то
конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда
на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе,
в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость
в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации.
При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать
срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит
идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее
боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической
неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на
неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в
своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости
решения сверхответственных задач могут впадать в
состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в
этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может
сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. |