На главную

Лиз Бурбо Слушай свое тело – снова и снова!

Все книги

Содержание

Предисловие

Часть 1. Иметь

Глава 1. Иметь веру и страх
Глава 2. Иметь ожидания
Глава 3. Иметь зависимости
Глава 4. Иметь красивое тело
Глава 5. Иметь деньги и материальные блага
Глава 6. Иметь детей

Часть 2. Делать

Глава 7. Сравнивать себя
Глава 8. Принимать позицию жертвы
Глава 9. Доставлять удовольствие
Глава 10. Переходить к действию
Глава 11. Делать зеркало
Глава 12. Расстаться
Глава 13. Жить в настоящем времени

Часть 3. Быть

Глава 14. Любить, быть любимым, отвергать, быть отвергнутым
Глава 15. Чувствовать и понимать
Глава 16. Прощать себя
Глава 17. Быть хозяином своей жизни
Глава 18. Быть свободным
Глава 19. Быть интеллигентом
Глава 20. Мужское и женское начала
Глава 21. Быть богом

Заключение

Глава 8. Принимать позицию жертвы

Человек, кажущийся жертвой жизненных обстоятельств, на самом деле такой жертвой не является. Он делает из себя жертву, поскольку не находится в контакте со своей великой властью творить собственную жизнь; не находится он в контакте и с законами любви, которые гласят, что человеческое существо само по себе совершенно. Такая «жертва» чувствует себя беспомощной, потому что не владеет своей силой.

Чаще всего начало такому поведению кладет определенная ситуация в детстве, когда очень ярко проявилась несправедливость. «Как же так, почему это произошло со мной? Бедняга я, это же так несправедливо», — сказал тогда себе ребенок и решил верить (ментально), что он рожден в жестоком и непобедимом мире, что он совершенно беспомощен против его ситуаций, что он отдан на милость окружающих и что другие могут командовать им и контролировать его. Постепенно все ситуации в его жизни начинают складываться так, что он неизменно становится жертвой кого-то или чего-то.

Эго, проявление человеческого интеллекта, хочет всегда быть правым и способно лишь воспроизводить то, что оно знает. По этой причине оно чувствует себя приятно польщенным, когда сбывается то, во что оно верит. Это наше эго говорит в нас: «Так я и знал, что это произойдет». Таким образом, эго постепенно забирает все большую власть в человеке, который лелеет представление о себе как о жертве: благодаря такой позиции человек оказывается всегда прав.

Согласно словарю, «жертвой» называют человека, который подвергается несправедливости с чьей-то стороны или страдает от несправедливого порядка вещей. Для начала необходимо понять, что в духовном мире справедливость вездесуща. Несправедливость мы встречаем только в материальном мире — в плане физическом, эмоциональном или ментальном. Чувство несправедливости происходит от суждения, вынесенного нашим интеллектом, и не имеет ничего общего с реальной человеческой сущностью. А суждение связано с нашим способом восприятия данной ситуации.

Реальность состоит в том, что ты не можешь подвергаться никакой несправедливости, поскольку твой внутренний БОГ точно знает, какие опыты тебе необходимо пережить, чтобы усвоить уроки, позволяющие тебе возвратиться к БОГУ.

Каждый опыт, который ты переживаешь, составляет часть божественного замысла, который осуществляется в виде логической последовательности событий с учетом твоих решений, принятых ранее. С тобой не может случиться ничего такого, чему не предшествовала бы соответствующая причина. Это великий закон причины и следствия. В него можно верить или не верить, но он существует, и ему подчиняется все сущее в нашей вселенной. Все, что исходит от нас, к нам возвращается.

Так как мы еще слишком мало сознательны, нам необходимо почаще переживать следствия причин, чтобы лучше осознать сами причины. Я не говорю, что человек виноват во всем, что с ним случается; я говорю, что все, что с ним случается, составляет часть божественного замысла и что человек полностью ответствен за свою реакцию на то, что с ним случается.

Когда происходит инцидент, который кажется тебе несправедливым, у тебя есть выбор реагирования; ты можешь сказать себе: «То, что со мной произошло, происходит и с другими людьми. Это лишь инцидент в моей жизни, это не конец света». Многие боятся повторения этого инцидента на протяжении всей своей жизни, боятся, что жизнь состоит только из несчастий. Мудрые принимают решение верить в обратное. Самое главное — помнить, что это твой интеллект решает, является ли инцидент несправедливым. Интеллект основывается на том, чему он научился в прошлом, и забывает сверить все элементы своего знания с текущей реальностью.

Я работала со многими людьми, которые считают себя «жертвами», и заметила, что, как правило, один из родителей жертвы, а нередко и оба, отличается точно таким же поведением. Поскольку мы учимся на примере своих родителей, то в случае, если они склонны делать из себя жертву, нам необходимо удваивать усилия, чтобы не перенять у них схему мышления и соответствующее мировоззрение. Вообще, даже если жертва чувствует себя жертвой и по-настоящему страдает от ситуации, она все равно упорствует в своем поведении, так как знает, что привлечет к себе внимание и окружающие пожалеют ее.

Кроме того, она часто болеет. Она болела в детстве, но если и считала болезнь несправедливостью, то, с другой стороны, эта болезнь позволяла ей привлечь к себе такое желанное внимание. Жертва считает, таким образом, что жизнь несправедлива и представляет собой последовательность несчастий, хотя из них можно извлекать и пользу — внимание окружающих. И причиной того, что человека, который принимает позицию жертвы, так трудно вытащить из порочного круга, является слепой страх: если из его жизни исчезнут несчастья, то как тогда завоевывать внимание?

Я нередко встречаю людей с энергетикой жертвы. Когда у меня есть время выслушивать их рассказы, то на меня одна за другой начинают сыпаться драмы и трагедии. Им нет конца. Эти люди бывали в авариях, их обворовывали, насиловали, грабили всеми способами; у некоторых этот перечень настолько внушителен, что я сомневаюсь в его достоверности — трудно поверить, что на одного человека может свалиться столько бед.

Хорошенько присмотревшись, каждый может увидеть в себе частицу «жертвы». Никто не станет утверждать, что в юном возрасте ни разу не испытывал чувства несправедливости. Но степень тяжести поражения вирусом жертвы бывает различной. Существуют, я бы сказала, «маленькие», «средние» и «хронические» жертвы. Усвоив такое поведение, человек очень редко отдает себе в нем отчет — таково было одно из моих самых удивительных открытий с тех пор, как я стала заниматься вопросами личностного развития.

Если хочешь проверить, не строишь ли ты из себя жертву, попробуй узнать себя в следующем описании. Человек, делающий из себя жертву, постоянно жалуется по поводу обстоятельств, в которых он является жертвой, но, по всем признакам, не сознает того, что он жалуется. Почему? Потому, что в нем сидят две противоположные личности. Одна говорит: «Бедный я, бедный, это так несправедливо по отношению ко мне». Другая говорит: «Я могу спасти всех, и я это сделаю».

Этот человек не использует свою внутреннюю силу, чтобы спасти себя; он вроде бы намерен использовать ее исключительно для спасения других. Он бросается спасать кого угодно, только не себя; да и нельзя спасать жертву, так как тогда иссякнет источник внимания и сочувствия, без которого ей свет не мил.

Жертва всегда пребывает в энергетике «бедный я». А поскольку бедный — это тот, кому чего-то не хватает, то та сфера, где тебе чего-то не хватает, и является сферой твоей деятельности как жертвы. Чего тебе не хватает? Денег, любви, комплиментов, внимания, здоровья, признательности, времени? Кстати, времени не хватает очень многим, в том числе и мне! Когда я осознала это, я поняла, что уже очень давно, с тех пор как себя помню, я делала из себя жертву в этой сфере. Еще совсем маленькой я жаловалась на нехватку времени.

Беда в том, что чем больше человек жалуется на нехватку чего-то, тем больше ему этого не хватает. Это вполне логично, если ты вспомнишь, что в физическом мире с нами всегда происходит то, во что мы верим. Ни дня, ни недели не проходило, чтобы я себе не говорила: «Ну, нет, больше такого дня (недели) не будет! Я даже вот то или вот это не успела сделать». Ощущение нехватки времени у меня было постоянным.

Ты можешь определить, в какой сфере делаешь из себя жертву, если послушаешь замечания других людей на твой счет: «Бедняга, ему так не хватает (того-то или того-то)». Обо мне говорили так: «Бедняжка Лиз, боже мой, какая у нее пропасть работы! Откуда она время возьмет, чтобы все это переделать?» Друзья человека, который жалуется на нехватку денег, думают о нем так: «Бедняга Рене, я не представляю, как ему свести концы с концами!»

Когда о ком-то говорят, что он стал жертвой тех или иных обстоятельств, его имени обязательно предшествует слово «бедный». В образ жертвы человек входит, не сознавая этого, и это особенно плохо для него.

Представь себе, например, особу — назовем ее Луизой, — которая постоянно болеет и у которой есть круг знакомых около тридцати человек. Вообрази, какая энергия нехватки устремляется к Луизе, если каждый из них скажет: «Бедняжка Луиза, это уже не шуточки. Она постоянно болеет. Я даже не представляю, в чем может быть причина. Но вряд ли она из этого выберется». Мало того, что она сама себя постоянно убеждает, что ей не хватает здоровья, так еще и тридцать человек вокруг нее неизменно возвращают к ней эту мыслеформу, еще больше углубляя нехватку. Будь осторожен, когда тебе хочется кого-то пожалеть.

Каждый несет ответственность за энергии, которые он приводит в движение.

Если ты узнаешь в себе человека, который постоянно находится в состоянии нехватки, который делает из себя жертву, то тебе обязательно и незамедлительно нужно осознать это, потому что такое состояние не может измениться, пока ты сам внутри себя не изменишься.

Человек-жертва всегда считает, что ему хуже, чем другим. Если к тому же он становится спасителем других в той самой сфере, где он сделал себя жертвой, то ситуация значительно ухудшается — а он и не сознает этого.

У меня это выглядело так. Я стала специалистом по распорядку времени... других людей. Я с ходу давала прекрасные советы, не сознавая того, что у самой-то со временем отношения далеко не лучшие. На самом деле я управляла временем других людей потому, что старалась доказать самой себе свое умение распоряжаться собственным временем. В тот момент, когда до меня дошло, что я — жертва времени, я переменила свое отношение к нему. Я начала следить за тем, какое время в течение дня принадлежит мне и что я могу за это время сделать, вместо того чтобы сокрушаться по поводу нехватки времени.

Все изменилось. Я обнаружила, что наконец-то могу в собственной жизни воспользоваться теми советами, которые охотно раздавала другим. И сейчас, когда я подвожу итоги дня или недели, первое, что я испытываю, — это гордость за себя. Я поздравляю себя с тем, что сумела сделать. Изменив свое отношение к времени, я теперь успеваю сделать больше за тот же период, а, кроме того, мне это дается легче! Моя работа теперь требует меньше усилий, и радости от нее стало намного больше. Очень часто бывает так, что человеку, который сделал из себя жертву в некоторой сфере, приходится выслушивать чьи-нибудь жалобы, касающиеся этой же сферы. Это ему очень неприятно. Эти жалобы напоминают ему о его собственной жертвенной стороне, которую он не хочет видеть, и тогда он изо всех сил принимается спасать другую жертву.

Например, если женщина постоянно болеет, а кто-то станет ей рассказывать о своей болезни, она тут же прервет его, чтобы назвать ему все имена известных ей врачей и предложить все известные ей методы лечения, от традиционных до самых экзотических, от шоковых до самых мягких. Она будет пытаться сделать все от нее зависящее, чтобы помочь человеку вылечиться.

Если ты из тех людей, которые стремятся спасать других, по существу, твое отношение к ним таково: «Ты не в состоянии спастись, так вот, тебя спасу я». Это очень важно — определить свое отношение к другим: оно всегда подскажет, что происходит в тебе самом. Вера в то, что другие не в состоянии спастись сами и что, следовательно, спасать их должен ты, показывает, что ты не веришь в свою способность спасти себя. Ты хочешь, чтобы тебя спасали другие, но, к несчастью, поскольку ты добиваешься их внимания благодаря собственным проблемам, то вынужден отказываться от возможных путей решения, ибо если твои проблемы будут решены, то ты лишишься того внимания, которого так жаждешь.

Человек может быть жертвой в одной сфере и не быть ею в других. Если он говорит о той сфере, где он сделал себя жертвой, то обычно в пессимистическом тоне. Например, человек, которому постоянно не хватает денег, жалуется на экономическую ситуацию, на безработицу, на богатых, которые продолжают богатеть, и т. п. Чем больше он загоняет себя в состояние жертвы, тем больше несправедливости он ощущает на себе в этой сфере. Он постоянно сравнивает себя с другими людьми.

С течением времени, когда жертвенная сторона человека становится хронической, он теряет вкус к спасательным акциям по отношению к другим людям: его жертвенная часть разрастается настолько, что на нее уходит почти вся жизненная энергия. Парадоксально, но именно в такой момент у него бывают максимальные шансы вырваться из этого состояния. Он больше не может страдать. Кроме того, окружающим тоже надоедает без конца спасать его. Знакомые все больше избегают встреч с ним. Он начинает понимать, что что-то не так. Ему уже не хочется спасать других — и другим, оказывается, уже тоже не хочется спасать его. Постепенно у него вызревает мысль, что единственный, кто может спасти его, — это он сам.

Прежде чем доходить до такого состояния, я настоятельно рекомендую тебе проверить уже сейчас, в какой сфере ты делаешь из себя жертву. Я не считаю, что человек должен столько выстрадать, прежде чем дойти до полного осознания и улучшить качество своей жизни. Я считаю, что намного лучше будет взять себя в руки и осуществить все необходимые преобразования, прежде чем предаваться страданиям. Страдание — это последнее средство, заставляющее нас шевелиться. БОГ хочет, чтобы мы были счастливы.

Страдание указывает нам, что мы забыли БОГА в себе.

Уравновешенная личность живет в гармонии, мире, радости, здоровье, достатке; она не страдает. Чем больше человек страдает, тем сильнее он забыл, кто он есть поистине. Многие считали, что им надлежит страдать, чтобы достичь небес. Это верование принадлежит прошлому, тем временам, когда люди не были достаточно сознательны. Я очень верю в человечество, потому что мы становимся все умнее, все сознательнее и не желаем больше верить, что обязаны страдать ради прогресса.

Для того чтобы достичь состояния без страданий, мы должны, для начала, использовать страдание для осознания и роста; в конечном итоге мы придем к осознанию и свету без страдания. Таким образом, существование страдания все же имеет некоторый разумный смысл.

Чтобы определить, где ты делаешь из себя жертву, я предлагаю тебе спросить окружающих: считают ли они, что ты жалуешься по какому-то конкретному поводу; если да, то в какой сфере и насколько интенсивно. Очень важно быть открытым к тому, что эти люди тебе скажут. Вначале ты, возможно, будешь удивлен, когда тебе укажут сферу, где ты выглядишь жертвой, потому что эту сторону своего характера всегда трудно видеть. В глубине души ты знаешь, что это прямо противоположно тому, чего ты хочешь. Твое существо хочет быть в гармонии и благе; оно не хочет быть жертвой. Ты всего лишь позволил своему интеллекту взять верх, ты забыл, кто ты есть, и таким образом стал жертвой.

Уже несколько лет я использую одно средство, которое дает очень хорошие результаты, но очень неохотно воспринимается и принимается не осознавшей себя жертвой. Жертвы, которым я его предлагала, реагировали очень резко, но те, кто решился попробовать, быстро оценивали его эффективность.

А средство заключается в том, чтобы попросить окружающих каждый раз, когда ты жалуешься, говорить тебе: «Бедняга ты, как же трудна твоя жизнь; тут не до шуток!» Даже если это тебе покажется трудным, прими их дополнительное сочувствие: оно поможет тебе осознать — в тот самый момент, когда ты жалуешься, — в какой сфере ты сделал из себя жертву.

В дальнейшем не старайся себя контролировать, не старайся больше не жаловаться: тебе нужно лишь осознать, как часто ты жалуешься; и дай себе право жаловаться, зная, что это один из этапов, которые тебе предстоит пройти, прежде чем ты выберешься из своего состояния. Дай себе право жаловаться — с этого и только с этого ты должен начать. Впоследствии ты будешь над всем этим посмеиваться, но перестать жаловаться можно только постепенно.

Сначала будет нелегко. Я видела, как люди теряют самообладание, как их охватывает гнев. Одна женщина даже сказала мне: «Я вовсе не жалуюсь. Я только хочу рассказать факты. Я говорю то, что было, и это все правда». А за несколько минут перед этим она рассказала мне о двенадцати операциях, которые перенесла за последние пятнадцать лет. Хотя мы и договорились применять эту методику, она никак не могла заставить себя сказать: «Бедная я». Но со временем ее реакция сильно изменилась.

Если ты видишь человека-жертву в своем окружении, спроси его, согласен ли он принять помощь. Если да, то добейся его согласия применять эту методику каждый раз, когда он собирается жаловаться. Если человек действительно хочет выйти из своего состояния, то через некоторое время он сам начнет замечать, что собирается жаловаться, и сам же, произнося формулу «Бедный я», начнет смеяться над собой. А если человек научился смеяться над собой и вообще смотреть на жизнь с улыбкой, то можно считать, что дело сделано. Его жертвенная часть быстро усохнет, а качество жизни значительно улучшится. Некоторым людям для этого достаточно несколько дней, другим нужны месяцы.

Ты заметишь, что применение этой методики приносит радость в твою жизнь. Вместо того чтобы судить себя, судить других, сделавших себя жертвами, и бояться, что кто-то будет судить тебя, — научись надо всем этим смеяться. Ты ведь знаешь теперь, что твое поведение было естественным результатом решения, которое ты принял в юном возрасте. И это было не такое уж плохое поведение, но все-таки в твоих интересах — изменить решение, принятое в детстве.

Что касается лично меня с моей проблемой времени, то мне удалось установить, что произошло, когда мне было шесть лет. Моя мать отдала меня в монастырский пансионат в феврале, сразу после моего дня рождения, решив не ждать сентября, когда начнутся нормальные школьные занятия. Три мои старшие сестры уже учились в том же пансионате. Мама хотела, чтобы я привыкла к школьной жизни и осенью пошла в первый класс более подготовленной.

Но монахиня, занимавшаяся с первоклассниками, решила дать мне весь материал первого класса за те несколько месяцев, которые остались до конца школьного года. С утра до вечера, каждую свободную минуту она подзывала меня к себе и обучала чтению, молитвам, математике, а чтобы ускорить процесс усвоения, била меня линейкой по пальцам.

Она часто повторяла, что я должна спешить, что времени осталось мало, а материала много, что я не имею права бездельничать. Если я хочу успешно закончить первый год, то должна учиться быстро. Такого договора у матери с ней не было, и я по сей день не знаю, как это все произошло. Помню только, что мне было очень трудно, я чувствовала, что не готова. Но все же я успешно сдала испытания в конце весны и в сентябре пошла во второй класс.

Я думаю, что именно эта история сделала меня жертвой времени. Я и сама боялась потратить время впустую, но из-за того, что времени действительно было мало, монахиня уделяла мне очень много внимания и почти не отпускала от себя. Позже на меня обратили свое внимание и другие монахини; они считали, что я очень развита для своих шести лет. А я находила все это несправедливым, потому что другие дети не знали такой тирании времени, как я. Моя же монахиня была искренне уверена, что оказывает мне великую милость.

Сказано, что в жизни не существует абсолютной несправедливости. То, что кому-то кажется несправедливым, может быть вполне справедливым для другого. Несправедливость — сугубо ментальная категория.

Представь себе человека, который едет в отпуск и мечтает, чтобы лето было солнечным. Если его мечты сбываются, он говорит: «БОГ милостив, он послал мне замечательное солнечное лето». Но живущий неподалеку фермер думает иначе, так как дождей не было и солнце сожгло его урожай; он не считает БОГА милостивым и даже подумывает о несправедливости. Поэтому очень важно понять: что бы снами ни произошло, в этом всегда есть две стороны, две версии, две возможности. Не нужно ничего осуждать. Лучше переживать свой опыт в гармонии, насколько это возможно.

В заключение предлагаю тебе использовать описанные в этой главе средства для осознания своей «жертвенной» стороны. Затем проведи эксперименты, когда другие станут жалеть тебя именно в те минуты, когда ты сам себя жалеешь; наблюдай за своими реакциями в ходе этих экспериментов.