На главную

Лиз Бурбо Слушай свое тело – снова и снова!

Все книги

Содержание

Предисловие

Часть 1. Иметь

Глава 1. Иметь веру и страх
Глава 2. Иметь ожидания
Глава 3. Иметь зависимости
Глава 4. Иметь красивое тело
Глава 5. Иметь деньги и материальные блага
Глава 6. Иметь детей

Часть 2. Делать

Глава 7. Сравнивать себя
Глава 8. Принимать позицию жертвы
Глава 9. Доставлять удовольствие
Глава 10. Переходить к действию
Глава 11. Делать зеркало
Глава 12. Расстаться
Глава 13. Жить в настоящем времени

Часть 3. Быть

Глава 14. Любить, быть любимым, отвергать, быть отвергнутым
Глава 15. Чувствовать и понимать
Глава 16. Прощать себя
Глава 17. Быть хозяином своей жизни
Глава 18. Быть свободным
Глава 19. Быть интеллигентом
Глава 20. Мужское и женское начала
Глава 21. Быть богом

Заключение

Глава 9. Доставлять удовольствие

Доставлять удовольствие всегда было очень важным понятием в человеческой жизни. Большинство из нас приучены с детства к тому, что надо доставлять удовольствие другим, то есть быть приятными кому-то. Почти все культуры сходятся на том, что человеческое существо приходит на Землю для страданий, а значит, должно отвергнуть всякие личные удовольствия. Удовольствие чаще всего мыслится как удовлетворение чувств, удовлетворение тела, его чувственности, сексуальности.

Во все времена человек духовный определялся как тот, кто отдает, дарит себя. Дарение себя предписывалось всеми религиями. Как я упоминала выше в этой книге, естественным порядком вещей является такой, когда ребенок в раннем возрасте думает только о себе, а став взрослым, думает и о других. Но эта мыслеформа была очень плохо истолкована.

Отталкиваясь от аксиомы, что нельзя дать того, чего у тебя нет, ты поймешь, что невозможно подарить или доставить удовольствие другим, если не умеешь доставить его себе. Это может показаться парадоксом, но это действительно так. Если ты хочешь полностью посвятить себя, отдать себя другим, то сначала должен научиться делать это по отношению к самому себе. Только тогда ты сможешь одаривать других не из обязанности, не из чувства вины, а из чистого удовольствия.

Если ты часто даришь удовольствие другим в ущерб самому себе, ценою многих жертв и постоянных усилий, да еще и считаешь себя прекрасным человеком, значит, на самом деле ты ничего не даришь, потому что не умеешь доставить удовольствие себе. Ты принадлежишь к тому типу людей, которые доставляют удовольствие другим в расчете на ответный дар — сами себе они его сделать не умеют. Но этот дар уже есть в тебе, только ты в него не веришь.

Нам давно пора избавиться от верований, которые нам вдолбили в головы еще в детстве и которые не позволяют нам дарить себе удовольствие. Я с большим трудом принимаю тот факт, что христианские религии показывают нам образ Иисуса почти исключительно на кресте, в агонии и страданиях, хотя в действительности эти страдания продолжались лишь несколько мгновений из всей его жизни на Земле. Вместо того чтобы показать нам образ Иисуса улыбающегося, счастливого, жизнерадостного, с раскрытыми объятиями, показать нам его великую любовь, — нам почему-то показывают страдающее существо.

Доставлять себе удовольствие — это тот аспект жизни, которому нам надлежит уделить самое пристальное внимание. Нам предстоит осознать все выгоды от того, что мы научимся доставлять себе удовольствие, делать различные вещи ради удовольствия доставить удовольствие, не чувствуя себя должником или виновным. С самого раннего детства нас учили доставлять удовольствие нашим родителям, учителям, друзьям, а позже — нашим супругам и детям. Но никто нас не учил доставлять удовольствие самим себе. И мы этого не умеем.


Очень немногим из нас доводилось слышать от родителей: «Послушай, чего бы тебе хотелось сегодня такого, что доставило бы тебе удовольствие? Подумай-ка об этом и попробуй это осуществитъ». Я уверена, что лишь у очень немногих нынешних взрослых людей были такие родители — ведь те и сами об этом не имели понятия. К счастью, никогда не поздно изменить поведение.

Наши родители были преимущественно заняты тем, что приучали нас быть послушными, рассудительными, поменьше шуметь, поддерживать порядок; но они не позволяли нам поиграть в свое удовольствие. Мы обязаны были иметь хорошие оценки в школе, чтобы доставить удовольствие старшим. А если мы все же иногда позволяли себе удовольствие, то взрослых это раздражало, так как они не были открыты этому аспекту жизни.

Судя по тому, что мы видим и слышим всю жизнь, нас воспитали в страхе: мы все время боимся кому-то не понравиться, кого-то огорчить, — вместо того чтобы прислушаться к собственным потребностям и научиться строить свою жизнь так, чтобы получать удовольствие от всего, что мы делаем.

Хочу напомнить то, что уже говорилось в главе о верованиях: каждый раз, когда ты ведешь себя вопреки тому, как тебе хочется, ты блокируешь свое сильное желание еще более сильным ментальным верованием. Одно из таких верований заключается в том, что, если ты будешь доставлять себе удовольствие, тебя сочтут эгоистом. Это верование мешает тебе открыться тому, что принесло бы тебе радость. Чувствуешь ли ты вину, когда что-нибудь покупаешь для себя?

У меня это бывало — когда я покупала себе красивое платье, в котором, сказать по правде, особой нужды не было. Если вскоре после этой покупки кто-то из моих детей просил у меня денег, а я не хотела давать, то вся моя радость улетучивалась: я чувствовала себя виноватой в том, что ничего не купила ребенку и денег ему не даю.

Другое наше сильное верование — что мы можем позволить себе удовольствие только как вознаграждение за напряженную работу. Мы обязаны быть достойными нашего удовольствия просто так, добиваться его — предосудительно. С наступлением эры Водолея вопрос о достоинстве должен быть снят: кто может судить, достоин или не достоин тот или иной человек удовольствия?

Возьмем для примера домохозяйку, которая среди бела дня уселась в кресло и читает книгу, хотя дом не убран и обед не приготовлен. Имеет ли она право сидеть? Как ты думаешь, что почувствует эта женщина, если кто-то неожиданно придет к ней и если она сама не считает себя вправе посидеть? Тебе приходилось бывать в подобной ситуации? Если да, то, наверное, приходилось и вскакивать, изображая разгар работы, чтобы никто не подумал, что ты проводишь время в удовольствии? Если так и было, значит, ты не позволяешь себе удовольствий из-за того, что не веришь в свое право на них.

Проследи за теми случаями, когда ты чувствуешь вину, если тебя застают «на горячем»: ты собрался поесть, поспать или сделать еще что-то такое, что доставляет тебе удовольствие. Если ты беспокоишься о том, что о тебе подумают другие, это означает, что ты не даешь себе права предаться удовольствию. У некоторых людей это верование настолько сильно, что, даже когда все в порядке и никто не может их осудить, они судят себя сами и не дают себе права отменить приговор.

Некоторые люди чувствуют себя обязанными что-то дать другим из страха прослыть неблагодарными, особенно если те другие уже оказали им услугу или что-то дали. Они буквально принуждают сами себя к ответному дарению. Что, ты узнаешь себя? А быть может, ты из тех людей, которые не получают никакого удовольствия, принимая подарок? Можешь ли ты сказать «Большое спасибо» и просто радоваться подарку? Или ты думаешь в этот момент: «Если я приму этот подарок, то должен буду что-то дарить в ответ»?. Если да, значит, ты блокируешь собственное удовольствие. Помни: если тебе трудно принимать и давать без ожиданий, ты закрываешь себе путь к изобилию, как это уже объяснялось в главе 5.

И еще важно понять: давать и принимать с удовольствием и без ожиданий есть акт смирения.

Многие считают, что тот, кто постоянно доставляет себе удовольствие, обязательно безразличен к другим. Это еще один пример популярного верования, когда особенности характера небольшой группы индивидов распространяются на массу людей. Я призываю к осторожности в такого рода обобщениях — отсюда происходят многие предрассудки. Человек не любит других людей или ему наплевать на них вовсе не потому, что он позволяет себе удовольствия.

Следующий пример встречается довольно часто; лично со мной это случалось несколько раз. За несколько минут до обеда (или ужина) неожиданно приходят знакомые. Хозяин чувствует себя обязанным пригласить их за стол. С другой стороны, это последний день отпуска у хозяйки, и ее удовольствие состояло в том, чтобы в этот день не готовить. Если она скажет: «Я сегодня не собиралась готовить ужин. Как вы смотрите на то, чтобы вместе пойти в ресторан?», то будет выглядеть безразличной, хуже того, эгоистичной особой.

За всевозможными верованиями, которые я перечисляла, скрывается страх — что тебя будут критиковать, что тебя осудят, что не будут любить. Как ты уже понимаешь, все эти страхи мнимые. Если эта пара способна доставлять себе удовольствие и если оба супруга откровенны со своими гостями, то гости ничуть не будут оскорблены такой откровенностью.

Это очень важно — научиться доставлять удовольствие из чистого удовольствия доставлять удовольствие, без ожиданий. Если ты испытываешь настоящее удовольствие, когда даришь удовольствие другому человеку, то действительно не имеет значения, признателен он тебе и сделает ли ответный дар. Чтобы почувствовать удовлетворение, тебе не нужно убеждаться, что ему приятно; твое удовлетворение рождается из самого акта дарения. Это и есть пример истинного дарения себя.

Некоторые думают, что доставлять себе удовольствие или получать удовольствие означает просто игру, баловство, несерьезность. Мы переняли это верование от наших родителей и воспитателей. В детстве мы не раз слышали: «Хватит играть, пора браться за работу. Жизнь не всегда состоит из удовольствий». Получать удовольствие — значит, доставлять себе удовольствие, и не обязательно при этом хохотать или баловаться. Это значит иметь ощущение благополучия и равновесия, вкушать каждое мгновение собственной жизни.

Представление об удовольствии как игре столь сильно, что многие люди говорят себе: «Я спешу закончить работу, чтобы немного развлечься и получить удовольствие». Другие говорят иначе: «У меня почти нет времени для себя, для собственного удовольствия». Эти люди вычленяют удовольствие из повседневной жизни. Но удовольствие можно доставлять себе в любое мгновение — когда работаешь, играешь или не делаешь ничего. С другой стороны, мы можем очень долго готовиться к игре — и не получить от нее никакого удовольствия.

Если человек заставляет себя развлекаться, приговаривая: «Вот и пришло мое время получить удовольствие, я достаточно поработал на этой неделе», то этот же человек будет заставлять себя и пойти в гости или пригласить гостей. Удовольствия от этого он получит мало, потому что, скорее всего, ему нужно что-нибудь совсем другое, например, посидеть спокойно в кресле, читая детективный роман. Тому, кто ожидает удовольствия только от игр, приходится постоянно себя принуждать.

Идеальный вариант — научиться извлекать удовольствие из своей повседневной деятельности. Перестань думать, что у тебя нет времени, когда ты делаешь то-то и то-то. Есть. Все двадцать четыре часа в сутки — твои. Никто не мешает тебе получать удовольствие от твоей работы.

Для меня самое большое удовольствие узнавать что-то новое. Это наполняет меня, заряжает энергией, дает мне глубокое ощущение благополучия. Так как больше всего нового я получаю в ходе моей работы, то она и является для меня главным источником удовольствия. Увы, бывают времена, когда количество удовольствия от работы сильно уменьшается, поскольку некоторые ситуации требуют больших усилий; но это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Нельзя и не следует разделять удовольствие и работу или удовольствие и повседневность.

Если хочешь научиться доставлять себе удовольствие, то сначала обязательно определи, чего ты хочешь; осознай свои желания.

Мы создали себе эмоциональное тело — для того чтобы ощущать желания в нашей материальной жизни. Наше существо знает этот вид опыта — он нужен нам, чтобы совершать эволюцию в этой жизни. Этот опыт помогает нам избавиться от верований, которые перестали быть благотворными для нас.

Мы, человеческие существа, недостаточно хорошо осознаем то, что происходит на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях, чтобы точно знать, что нам необходимо для дальнейшего развития. Но наше сверхсознание, наш внутренний БОГ знает это. Живущие в нас потребности постепенно передаются в наше тело желаний, то есть в наше эмоциональное тело, чтобы проявиться в физическом мире. Именно таким путем мы становимся сознательными.

Если ты такой человек, который ничего больше не желает, то тебе остается только умереть, поскольку ты полностью отрезан от твоего эмоционального тела. Для того чтобы жить полнокровной и счастливой жизнью на планете Земля, ты должен жить в гармонии со своим физическим, эмоциональным и ментальным телами и использовать эти три тела материального мира для того, чтобы проявить БОГА в материи.

Но так как почти у всех есть верования, блокирующие желания, то желания оказываются задушенными, едва лишь успеют появиться. Именно в этот момент ты можешь осознать, что уже не ты управляешь своей жизнью, что ты позволил управлять ею своим интеллектуальным верованиям.

Гармоничное существо — это такое существо, которое желает своим эмоциональным телом и использует свое ментальное тело, чтобы найти необходимые средства и проявить эти желания в физическом мире.

Быть в контакте со своими истинными потребностями настолько трудно, что мы, по причине недостаточного осознания, часто переносим наши потребности на что-нибудь другое. Вот несколько примеров:

человек нуждается в нежности, но удовлетворяется сексуальными отношениями;

человек нуждается в высокой самооценке, но набивает себя едой;

женщина хочет объясниться с мужем, но рассказывает об этом подруге;

человек нуждается в спокойном отдыхе, но организует себе поездку или вечеринку;

человеку не хватает радости в жизни, но он хватается за рюмку;

человеку нужно выпить воды, но он пьет сладкий ликер или кофе.

Как ты знаешь, большинство людей не дают себе времени проверить, действительно ли средство, за которое они хватаются, отвечает их нуждам. Они отдают предпочтение первому, что подвернется. Таковыми оказываются либо их физические чувства — и тогда эти чувства управляют ими в попытках удовлетворить те или иные физические желания, — либо их интеллектуальные верования.

Например, женщина, испытывающая серьезную потребность поговорить со своим мужем, вместо этого изливает все свои страдания подруге; тем самым она позволяет страху, порожденному верованиями, взять власть над собой. Этот страх подговаривает ее: «Погоди, не говори сейчас мужу об этом. Он тебя не поймет. Лучше поговори с кем-нибудь из подруг, пусть они подскажут тебе, как быть». Ее действия мотивированы страхом.

Не узнаешь ли ты себя в одном из предыдущих примеров? Каждый раз, когда ты блокируешь желание, когда то, что ты говоришь, делаешь или думаешь, не соответствует твоему желанию, это значит (это знак), что в настоящее время ты поддался какому-то страху. Страх удушает всякую радость, уничтожает всякое удовольствие.

Отмечать моменты, когда ты не доставляешь себе удовольствие, — еще одно хорошее средство для осознания собственных страхов.

Как правило, человек, не умеющий доставить себе удовольствие, столь же неуклюж и с другими. Вот простой пример. Сын хочет доставить удовольствие своей матери по случаю ее дня рождения; он покупает ей дорогой подарок и заказывает роскошный обед в ресторане. Но не догадывается проверить, действительно ли это доставит матери удовольствие (точно так же, конечно, он поступает и сам с собой). Он уверен, что мать будет счастлива и проявит большую признательность. Но этого может и не быть, и тогда его ждет досадное разочарование.

Для того чтобы действительно доставить удовольствие человеку, нужно не пожалеть времени и разузнать — хотя бы и у него самого, — чего ему больше всего хочется. Если бы наш герой спросил мать, что может ее порадовать, то услышал бы, например, что ей хочется просто видеть его в этот день дома, посидеть с ним за столом, сыграть в карты; или пусть бы он немного помог по хозяйству. Это было бы значительно приятнее, чем видеть такую бесполезную трату денег. То, что приятно одному, не обязательно доставляет удовольствие другому.

Поступаешь ли ты таким образом с детьми, супругой, с любимыми людьми? Приходило ли тебе в голову, что, когда ты хочешь доставить кому-то определенного рода удовольствие, скорее тебе хотелось бы получить такое удовольствие самому? Ты хочешь сделать подарок — быть может, ты сам желаешь этот подарок? Если да, значит, ты не даешь себе права на удовольствие доставлять самому себе удовольствие!

Когда ты желаешь чего-то, проверь: будет ли это способствовать твоему духовному развитию?

Поможет ли тебе удовлетворение этого желания восстановить контакт с твоей способностью творить, с собственным душевным величием? Станешь ли ты больше любить себя? Если твое желание мотивировано страхом, то осуществление этого желания не принесет тебе никакого удовлетворения.

Например, если женщина желает выйти замуж, потому что боится остаться одинокой в конце жизни, то, конечно, она осуществит свое желание, поскольку всякое настоящее желание имеет огромный потенциал к проявлению. Но отношения с мужем у этой женщины не будут радостными, потому что ее желание мотивировано страхом.

Для того чтобы проявление желания принесло тебе удовольствие, оно должно идти от потребности, от твоего центра, твоего внутреннего БОГА. Когда ты чувствуешь желание, но отгорожен от внутреннего БОГА, то есть когда это желание возникает лишь как функция ментальной активности (обычно страха), то реализация этого желания принесет тебе лишь иллюзию счастья или благополучия. Удовлетворено будет только твое эго. Этот вид удовлетворения настолько эфемерен и иллюзорен, что его воздействие никогда не бывает длительным. Оно подобно воздействию наркотика: хочется все чаще и все больше.

Наоборот, если женщина, желающая иметь мужа, говорит себе: «Я желаю иметь спутника жизни для того, чтобы научиться больше любить и чтобы расти как личность. Я знаю, что мне предстоит чему-то научиться с каждым человеком, которого я повстречаю на пути. Я хочу развить в себе больше любви, и вот я предоставляю Вселенной позаботиться о том, что мне больше всего нужно», — то таким образом она увеличивает возможность того, что в ее жизнь придет радостное испытание, придет опыт, который принесет ей великое благополучие.

Очень часто твое физическое тело пытается показать, что твое желание возникает из страха или из интеллектуального верования, и для этого подает тебе знак в виде зуда. Зуд проявляется различным образом и в различных местах тела; эти дискомфортные ощущения на коже чаще всего выражаются словом «чешется». В зависимости от локализации зуда можно определить и ту сферу, в которой остается неудовлетворенным какое-то твое желание — из-за чрезмерных ожиданий либо из-за стремления что-то или кого-то контролировать. Это желание никогда не принесет тебе благополучия, потому что контроль не может дать истинного удовольствия.

Любопытно, что словари определяют слово «удовольствие» как ощущения или эмоции, связанные с удовлетворением желания, с гармоничной жизнедеятельностью. В основе этого слова, как и его антонима («недовольство»), лежит сочетание до воли; ключевым оказывается понятие воли, свободы, не заблокированного стремления. При таком лингвистическом — или метафизическом? — подходе получается тот же вывод: если человек запрещает себе удовольствие, не отвечает на свое истинное желание, то тем самым он преграждает себе путь до воли, остается несвободным, жизнь его становится негармоничной и, следовательно, нездоровой. Появляются недомогания и болезни.

Я нередко слышу от разных людей, что они не любят свою работу; они хотели бы такую работу, которая приносит удовольствие. Но дело в том, что им самим надлежит творить удовольствие и радость в собственной работе! А ты — учишься ли ты расти через свою работу, через людей, с которыми работаешь? Изучаешь ли новые способы развития любви и творчества? Если нет — займись этим; тогда ты сможешь иначе взглянуть на свою работу. Ты получишь от нее больше удовольствия, ты испытаешь огромное желание трудиться.

Я не собираюсь уговаривать тебя, чтобы ты не менял работу. Меняй. Но помни: если ты при этом ее осуждаешь или осуждаешь людей, с которыми работал, то тебя ожидает другая столь же нелюбимая работа. Научись любить свою работу, получать от нее удовольствие и расти благодаря ей, и тогда, в тот самый момент, когда поймешь, что научился всему, чему возможно было научиться на этой работе, ты легко и с удовольствием поменяешь ее. Такая перемена произойдет и гармонично, и быстро, потому что твое желание — продолжать учиться.

Не забывай, как важно знать, чего ты хочешь. Если ты спрашиваешь себя: «А чего я на самом деле хочу? Что бы такое могло принести мне удовольствие?» и если в твоем ответе содержится лишь то, чего ты не хочешь, тогда тебе нужно осознать, что ты не сумел выразить свое желание. Тебе совершенно необходимо точно установить, чего же ты хочешь. Например, когда человек говорит: «Все, что я знаю, — это то, что я не хочу болеть и не хочу жить с такой женой», то он выражает лишь то, чего он не хочет, но не то, чего хочет.

Возможно, ты относишься к людям, которые говорят: «Откуда я могу знать, что в этой жизни принесет мне удовольствие? Никогда не получается так, как я хочу, всегда и все заканчивается разочарованием». Так бывает только тогда, когда человек хочет все контролировать. Если ты желаешь чего-то, то желай без ожиданий. Сообщи Вселенной свое желание, добавив, что это твое истинное желание и что ты наперед принимаешь, что то, чего ты желаешь, проявится в твоей жизни, только если это благотворно для тебя сейчас.

Ты не должен беспокоиться о результатах, зная, что если твоя просьба не благотворна для тебя сейчас, то тебе выпадет что-то лучшее. Ты даешь, таким образом, распоряжение своему внутреннему БОГУ проявить в твоей жизни то, чего ты желаешь, или нечто лучшее. Благодаря уверенности, что все, что с тобой произойдет в жизни, может быть только к лучшему, тебе легче будет видеть хорошую сторону тех ситуаций, в которые ты будешь попадать и которые окажутся далеко не такими, каких ты желал. В итоге твоя жизнь станет выглядеть более приятной и привлекательной.

Все это целиком относится и к уровню физическому. Если ты слушаешь только свои физические чувства, значит, ты не в контакте со своими истинными потребностями, и удовольствие, испытываемое тобой в такие минуты, может быть лишь мимолетным. Чтобы проверить, не слушаешь ли ты только свои чувства, предлагаю тебе обратить внимание на то, как ты питаешься. Для многих людей питание является источником удовольствия. Но слышат ли они свои истинные потребности? Часто они съедают слишком много сластей или других продуктов, хорошо зная, что это им не на пользу. Они вначале досыта наедаются, а потом испытывают чувство вины, ругают себя и мучаются от болей в желудке и в других частях тела. Боль и чувство вины говорят о том, что они не слушали своих истинных физических потребностей.

Самое важное здесь — осознать, что когда ты принимаешь пищу, то хочешь также получить от этого удовольствие. Если ты отдаешь себе отчет в том, что еда приносит лишь временное удовольствие и что на самом деле ты не заботишься о своих настоящих потребностях, то подумай, какую другую потребность ты пытаешься удовлетворить с помощью еды. Это поможет обнаружить, какое удовольствие ты запретил себе в плане психологическом, то есть в плане эмоциональном и ментальном, и теперь пытаешься найти компенсацию в физическом мире. Ибо большинство людей переносят на физический уровень то, чего им не удалось сделать в плане эмоциональном и ментальном. Такой подход — хорошее средство для того, чтобы помочь тебе осознать удовольствие, которое ты можешь доставить себе на психологическом уровне.

Вот пример: если ты хочешь купить что-то, в состоянии ли ты сделать это просто ради удовольствия сделать — дать себе право купить вещь исключительно для себя? Еще раз напомню: очень важно проследить, не страх ли мотивирует твою покупку. Если страх, то покупка принесет тебе очень мало удовольствия. Кроме того, ты почувствуешь потребность купить что-то кому-то еще, так как у тебя возникнет чувство вины за покупку для себя. Если ты рассчитываешь таким способом загладить вину и доставить кому-то удовольствие, то очень вероятно, что тебя ждет большое разочарование.

С другой стороны, если в момент покупки ты испытываешь большое удовольствие и признательность, то вещь будет еще долго тебе нравиться. Каждый раз, пользуясь ею, ты снова и снова будешь испытывать такое же удовольствие, как и при покупке. А еще в таком случае тебе легче будет купить что-то другому человеку — просто ради удовольствия доставить ему удовольствие. И даже если он скажет, что это не совсем то, чего он хотел бы, ты без какого-либо смущения вручишь ему кассовый чек, чтобы он мог обменять покупку на более подходящую. Твой жест покажет, что ты сделал покупку ради удовольствия доставить удовольствие; ты не искал косвенного способа добиться любви.

Некоторые люди ищут удовольствия в том, чтобы всем помогать; помни, что самая ценная помощь — та, о которой тебя просят. Существует граница между помощью кому-то и вмешательством в его дела. Как ты себя чувствуешь, когда к тебе кто-то навязывается с советами и попытками руководить твоим поведением? Вероятнее всего, у тебя возникает желание дать отпор, во всяком случае, про себя ты думаешь: «Когда мне понадобятся твои советы, я тебя позову».

Общее правило: все мы хотели бы решать наши проблемы самостоятельно. Только если мы видим, что ситуация выходит за пределы наших возможностей, мы просим или принимаем помощь других. Если ты любишь помогать другим, это еще вовсе не значит, что ты умеешь доставлять им удовольствие. Очень часто получается наоборот. Того, кто слишком активно старается помочь, считают назойливым; нередко его приход повергает людей в панику!

Если человек просит тебя помочь ему, предлагай лучшую помощь в пределах твоих знаний и не забывай о собственных ограничениях.

Все это не означает, что, если кто-то о чем-то тебя просит, ты автоматически должен это делать. Это может помешать тебе вкушать удовольствие от услуги еще кому-то. Каждое человеческое существо жаждет удовольствия, хочет иметь возможность доставлять его себе спонтанно. Получая удовольствие, мы стремимся поделиться им с окружающими — оно, оказывается, заразительно!

Приходилось ли тебе обнаруживать и осознавать, что ты взял на себя излишние обязательства? Что они потребуют от тебя слишком больших усилий? Если от таких обязательств можно отказаться — откажись; подобные ситуации отнимают у тебя твое заслуженное удовольствие. Дай себе право отказаться. И пусть этот опыт научит тебя, что излишние обязательства омрачают радость жизни.

Человек, открытый удовольствию, любит приятную новизну, и она ему постоянно встречается в жизни. Те же, кто живет исключительно уроками прошлого и, следовательно, пользуется интеллектом для управления своей жизнью, только и делают, что воссоздают свое прошлое. Соответственно, все новое проходит у них под носом, не будучи ни замеченным, ни использованным.

Для того чтобы научиться доставлять себе удовольствие, достаточно научиться чувствовать удовольствие во всем, что ты делаешь. Ты можешь начать с осознания многочисленных маленьких удовольствий, которые жизнь тебе дарит на каждом шагу. Сколько радостей нам дано, а мы их не замечаем или не ценим по-настоящему, — восход Солнца, чья-то улыбка, удовольствие от законченной работы, свежий воздух и т. д. Если ты в состоянии осознать эти маленькие праздники, то будешь значительно меньше зависеть от других в том, чтобы доставить себе удовольствие.

Чем меньше ты ожидаешь от других, тем ближе ты к тому, что приносит тебе удовольствие. И тем легче ты делишься удовольствием с другими, не спрашивая себя: «Что бы мне такое сделать, чтобы доставить им удовольствие?» Это происходит само собой. Одно твое присутствие — радость для других. Один лишь пример твоего энтузиазма и радости жизни возбуждает радость и в других. Общепризнано, что люди, которые умеют доставлять себе удовольствие и находить удовольствие во всем, что делают, — такие люди лучше других справляются с работой, приятны в общении, открыты благополучию и изобилию.

В заключение этой главы я предлагаю тебе на протяжении ближайшей недели каждое утро задавать себе вопрос: «Что мне сегодня доставит удовольствие?» Твой ответ может быть в сфере «иметь», «делать» или «быть». Прими решение сегодня же получить это удовольствие.

А вечером, перед отходом ко сну, запиши все другие удовольствия, которые ты испытал в течение дня, — но не доставленные другими людьми, а те, которые ты сам создал или стимулировал. Ты мог, например, испытать удовольствие оттого, что доставил удовольствие кому-то. Это и есть те удовольствия, которые должны происходить от тебя, от твоего взгляда на мир.