Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Этот опыт формируется под воздействием основных свойств долговременной памяти. Складываясь на базе всей профессио­нальной и личной жизни, опыт организуется, фиксируется и функционирует на основе мнемических процессов. Их структу­ра, особенности и закономерности являются психологической основой для этого важного регулятора управленческой деятель­ности. Опыт — это результативный феномен, через который долговременная память эффективнее всего воздействует на все аспекты управленческой деятельности, поэтому необходимо рассмотреть его основные характеристики и их связь с особен­ностями мнемических процессов.

Главная характеристика профессионального опыта — его объем и разнообразие, богатство. Важная особенность опыта руководителя — его ситуационная оформленностъ. Основные «единицы» опыта — целостные ситуации управления, встре­чавшиеся ранее и являющиеся наиболее полезными для после­дующей деятельности. Причем это — информация о причинах появления данных ситуаций и о наиболее действенных спосо­бах выхода из них. Поэтому основной «единицей» опыта счита­ют не столько ситуацию, сколько определенный сценарий (script). Скриптовая организация опыта резко увеличивает его информационную емкость. Достигается это за счет того, что «единицы»-скрипты предельно комплексны и информационно насыщенны.

Структурированность, упорядоченность опыта достигается благодаря типологизации основных управленческих ситуаций. Они разделяются на обычные (штатные) и экстремальные; на те, что можно поручить другим, и на те, что требуют личного вмешательства, и др. Типологизации в структуре профессионального опыта подвержены и другие его компоненты, прежде всего — люди. Существует множество типологий исполните­лей и руководителей.

Дифференцырованностъ профессионального опыта опреде­ляется следующими характеристиками.

1. Количеством и разнообразием упорядоченных в опыте
управленческих ситуаций.

2.     Степенью их типологизированности.

3.     Разнообразием «поведенческого репертуара» руководите­
ля в различных ситуациях.

Интегрированностъ опыта — мера скоординированности его компонентов, производная от дифференцированности. Она включает в себя два основных аспекта: 1) то, насколько упоря­дочены и скоординированы компоненты опыта; 2) то, насколь­ко они не противоречат друг другу, объединены общим смыс­лом и позицией руководителя.

Дифференцированность и интегрированность в совокупно­сти дают обобщенную характеристику — степень организован­ности опыта. Высокая организованность является важнейшим условием для проявления основного свойства оперативной па­мяти в деятельности руководителя — высокой мобилизацион­ной готовности информации, находящейся в памяти.

Индивиду'ализированность опыта. Опыт складывается в ре­зультате собственных достижений и ошибок, поэтому нет еди­ной для всех структуры опыта, набора ситуаций, которые нуж­но знать. Что хорошо для одного—для другого неприемлемо.

Избирательность (селективность) опыта основана на ана­логичном свойстве долговременной памяти. Важное условие формирования опыта — его постоянное обогащение, но если оно будет иметь характер механического суммирования ин­формации, то возникнет информационная перегрузка. Поэтому в структуру профессионального опыта встроен механизм се­лекции.

Тенденция к смысловой интеграции опыта тоже основана на сходной закономерности долговременной памяти. Противоречия опыта расцениваются как негативный фактор. Существуют теории «когнитивного диссонанса» и «когнитивного соответ­ствия» (Л. Фестингер).

Операциональностъ профессионального опыта заключается в том, что в его основные «единицы» ситуации включаются обязательно и способы их преодоления.

Продуктивность опыта базируется на аналогичной характе­ристике мнемических процессов, являясь ее следствием.

Одним из компонентов опыта являются неписаные («золо­тые») правила руководства. Вот некоторые из них: феномены «излюбленной альтернативы», «любимых причин», «краев и середины» (середина сообщения запоминается хуже) и др.

На профессиональном опыте руководителя основывается очень важный регулятор управленческой деятельности — ин­дивидуальная управленческая концепция (ИУК). Это система устойчивых взглядов на методы и способы управления, его це­ли и задачи, стиль и требования к подчиненным.