Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Наряду с общими психологическими особенностями, харак­терными для класса регулятивных, интегральных процессов, каждый из них обладает определенными специфическими осо­бенностями.

Целеобразование — это процесс формирования цели дея­тельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель — идеальная форма будущего результата, которая скла­дывается у человека до начала деятельности и оказывает опре­деляющее влияние на все ее содержание. В психологии цель рассматривается как системообразующий фактор деятельности, который определяет компоненты деятельности и связи ме­жду ними, их временную упорядоченность (план), а также яв­ляется основой других аспектов организации деятельности.

Цель соотносится с системой мотивов личности, в результа­те чего складывается личностный смысл деятельности — важ­нейшее психологическое образование. Деятельность может иметь для субъекта разный личностный смысл при одной и той же цели, но при разных мотивах.

В психологии в связи с важностью соотношения целей и мо­тивов существует понятие «вектор- мотив-цель». Он организу­ет вокруг себя все психические процессы и состояния, вклю­чающиеся в систему деятельности. Это — основной структуро­образующий механизм деятельности, определяющий процесс достижения поставленных субъектом целей.

Цель-образ, цель-результат и цель-уровень достижений — три основные формы субъективных целей.

Цель в любой своей форме складывается до начала деятель­ности, удерживается памятью в процессе деятельности, на­правляет ее и регулирует. Процесс деятельности регулируется тем, чего еще нет, а лишь должно быть получено в итоге. Такой тип организации какого-либо процесса, когда причина и след­ствие меняются местами, называется детерминация по цели, или целевой детерминизм.

Важное условие придания целостности, организованности всей деятельности — иерархичность системы целей, которые должны не противоречить между собой, а работать друг на друга.

Механизм генерации субъективных целей — ключевой мо­мент процесса целеобразования. Выделяют несколько спосо­бов генерации целей.

1. Цель формируется на основе осознания мотива и нахожде­ния объекта, позволяющего реализовать этот мотив. Например, вознаграждение за выполненную работу, где материальный мотив формирует цель.

2.      Цель невыполнима и требуется ее переформулирование
или постановка новой цели.

3.     Цели могут генерироваться посредством выбора одной из
них субъектом из заданного альтернативного множества. Существуют два основных типа задания целей — нормативный и
ненормативный. Производным от них способом является комбинированное целеобразование.

Прогнозирование. Процесс этот тесно связан с целеобразо-ванием; с точки зрения психологии он базируется на способно­сти человека к предвосхищению — антиципации будущего, ко­торая является основной формой опережающего отражения субъектом действительности. Этот феномен имеет универсаль­ное значение для всех сторон жизни человека, в особенности для управленческой деятельности.

Процессы прогнозирования и антиципации развертываются в разных формах, которые различаются мерой сложности и со­держанием. Это и текущее прогнозирование, включенное в вы­полнение каких-то иных действий и задач, и специальные дей­ствия по реализации прогноза, произвольно регулируемые субъектом, и самостоятельная деятельность, которая связана с выполнением функций стратегического планирования и про­гнозирования в управлении, реализуемая в индивидуальной и коллективной форме.

Процессы прогнозирования и антиципации имеют уровне-вое строение.

1. Субсенсорный уровень антиципации включает в себя неосознаваемые операции, обеспечивающие подготовку к выполнению определенных действий и отдельных движений.

2.    Сенсомоторная и перцептивная антиципации базируются
на процессах ощущения и восприятия; они позволяют организовать действия с учетом возможности появления новой информации.

3.    Представленческая антиципация основана на функционировании антиципационных схем. Это — представление о ситуациях, включающих информацию прошлого опыта человека и тен­денции их возможных изменений.

4.      Речемыслительная антиципация — высший уровень
антиципации. На этом уровне становится возможным широкое обобщение и классификация ситуаций. Основной механизм — формулировка гипотез об ожидаемых событиях.

Каждый уровень антиципации соответствует определенно­му уровню сложности поставленных задач. На каждом после­дующем уровне увеличивается временная перспектива осуще­ствляемых прогнозов. Усложняется содержание самого про­цесса антиципации, изменяется состав психических процессов, на основе которых она происходит.

В управленческой деятельности резко возрастает роль анти­ципации, она выступает в новой форме. Суть управленческой деятельности — синхронизация индивидуальных действий ис­полнителей, которая возможна лишь при условии предвосхи­щения планируемых действий и ответных реакций на них. Воз­никает новый уровень антиципации.

5.      Рефлексивная антиципация — формирование коллективного прогноза, а не только индивидуального. Благодаря возникновению своеобразного совместного антиципационного эффекта достигается лучшее взаимопонимание участников
совместной деятельности, возрастает глубина антиципации и
ее точность. Образуется высший уровень прогнозирования —
и по сложности, и по мощности. Вместе с речемыслительной
антиципацией именно он наиболее соответствует содержанию и природе управленческой деятельности.

Планирование и программирование. Планированию при­надлежит важное место в системе регулятивных процессов, а также среди основных функций управленческой деятельности. Оно относится к совместной деятельности, выступая как функция управления ею. Но оно имеется и в структуре индиви­дуальной деятельности, являясь специфическим регулятором ее организации. Планирование — важнейший компонент прак­тического интеллекта руководителя, определяющий эффективность его познавательно-преобразующих действий. Главная особенность процесса планирования характеризуется поняти­ем «вездесущесть» — оно является сквозным процессом управ­ленческой деятельности.

В деятельности руководителя планирование может быть те­кущим и предварительным; перспективным и краткосрочным; «жестким» (алгоритмизованным) и «мягким» (вариативным). Оно может носить индивидуальный характер или, если к нему подключаются другие лица, выступать в коллегиальной форме.

Основная функция планирования — пространственно-вре­менное упорядочивание деятельности и выработка ее общих ориентиров и средств реализации ее целей.

Планирование в деятельности руководителя приобретает специфические особенности: оно становится своеобразным «метапланированием», выходящим за рамки индивидуальной деятельности руководителя. Процесс планирования в психоло­гии раскрыт в основном на материале индивидуальной дея­тельности. Выделяют три основных способа планирования.

1. Работа «по ориентирам» — наиболее элементарный способ, когда действия строятся по принципу реактивных ответов на внешние события.

2.     Работа «по образцам» — способ планирования более высокого уровня сложности. Человек стремится к неукоснительному выполнению стандартного (жесткого) предварительного плана. При этом возникновение «нештатных ситуаций» может полностью дезорганизовывать деятельность. Этот способ
характерен для консервативно-репродуктивного стиля руководства.

3.     Планирование деятельности с учетом возможных изменений условий — самый эффективный способ. Общая стратегия
разрабатывается без чрезмерной детализации, что дает возможность гибкого изменения планов в зависимости от изменения
условий деятельности.

Главное требование к планированию в управленческой дея­тельности — определение оптимальной грани между жесткостью и гибкостью, конкретностью и обобщенностью. Стан­дартных рецептов в этом отношении нет, но в теории управле­ния сформулирован ряд условий эффективного планирования в деятельности руководителя:

1)      способность к быстрой генерации альтернативных планов;

2)  выработка общей стратегии поведения на основе анализа
нескольких планов;

3)      наличие двух уровней в структуре плана — стратегического и тактического;

4)  сочетание гибкости планов на стадии разработки и твердости на стадии их реализации;

5)      умение найти и выбрать лучший план.

Основой содержания процесса планирования является оп­ределенная и закономерная — инвариантная — последователь­ность основных этапов.

1. Ориентировка в ситуации и определение трудностей для
достижения поставленных целей.

2.     Выработка альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

3.     Сравнительный анализ этих вариантов, определение их
достоинств и недостатков, а также «цены», необходимой для
реализации каждого их них.

4.     Выбор варианта, оптимизирующего вероятность достижения целей.

5.     Конкретизация и детализация выбранного варианта и выработка «технологии» его исполнения.

6.     Реализация плана.

7.        Оценка эффективности реализации, при необходимости — ее коррекция, сопоставление исходных целей с достигнутыми результатами.

В связи с тем что обычно руководитель реализует в своей деятельности одновременно несколько планов, возникает не­обходимость их согласования. Они «выстраиваются» по значи­мости и очередности. Иерархичность процессов планирования
отличает их от более частных процессов программирования. Программа деятельности — конкретная цепь выстроенных вдоль оси времени действий, их алгоритм; это одномерная структура. Процесс программирования является заключитель­ным этапом процесса планирования, а сама программа — его продукт (окончательный результат).

Самоконтроль. Главное его отличие от контроля заключает­ся в том, что объектом его приложения становится своя деятель­ность, а не деятельность других. Основные же технические приемы контроля как бы переносятся на реализацию функции самоконтроля. Специфические особенности данного процесса определяются соединением в нем субъекта и объекта контроля. Еще более сложная и специфическая ситуация складывается от­носительно деятельности руководителя: он должен одновремен­но выполнять функцию контроля (за подчиненными) и самокон­троля (за своей деятельностью). Различия в отношении к этим функциям часто являются источником напряженности и кон­фликтов в деятельности руководителя.

Формы и виды самоконтроля классифицируются в психоло­гии по четырем основным принципам: временному, модально-стному, структурному и принципу произвольности.

1.      В соответствии с временным принципом различают такие ви­
ды самоконтроля, как предварительный (антиципирующий), те­
кущий (промежуточный) и. результирующий (заключительный).

2.       В соответствии с модальностным1 принципом следует
различать зрительный, слуховой, тактильный, кинестетиче­
ский2 и комбинированный виды самоконтроля. Ведущая роль в
управленческой деятельности принадлежит зрительному и
слуховому видам.

3.      В соответствии со структурным принципом виды самокон­
троля различаются по уровням, на которых они реализуются.
Это — биологический уровень самоконтроля (гомеостаз), физио­
логическая саморегуляция основных систем жизнедеятельности,

1   Модальность — разновидность ощущений (зрительные, слуховые и др.).

2   Кинестетический контроль — мускульный, ощущение движения.

3. психофизиологическая регуляция состояний, психологический самоконтроль деятельности, социальный контроль и самокон­троль поведения.

4. В соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля.

Коррекция. Этот процесс организации деятельности наибо­лее специфичен среди интегральных процессов. Именно кор­рекция завершает общий цикл построения и регуляции дея­тельности и ее отдельных этапов, а не исполнение и его резуль­таты.

Существует понятие обратносвязевой информации о резуль­тате. Далее идет процесс сличения «цель — результат». Полно­го согласования между ними не бывает, поэтому необходимым компонентом в организации деятельности является определе­ние степени рассогласования идеальной цели и ее результата. Затем происходит коррекция, которая развертывается с разной мерой выраженности, зависящей от величины обнаруженных рассогласований.

По своему содержанию коррекция выходит за рамки регуля­тивных процессов и принимает вид новой деятельности (или действий) по исправлению допущенных ошибок.

Деятельность в результате коррекции принимает замкнутый кольцеобразный характер, приобретая свойство недостигаемо­сти (наряду с целенаправленностью).

На основе коррекции происходит самообучение субъекта, повышение его профессионального опыта и общего уровня компетентности. Механизмом самообучения с психологиче­ской точки зрения выступает вся система явлений, связан­ных с процессом коррекции: восприятие результата, трак­товка обратносвязевой информации, сличение ее с идеаль­ной целью и др.

Регулятивные, интегральные процессы наряду с когнитив­ными имеют большое значение для понимания специфики управленческой деятельности. Поскольку они подобны систе­ме основных управленческих функций, то поэтому являются
психологической основой для их реализации. Образуя в своей совокупности замкнутый цикл регуляции деятельности, эти процессы определяют собой психологическое строение дея­тельности руководителя, ее психологическую архитектонику.