Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Причинами стрессов часто бывают фрустрационные со­стояния, возникающие из-за невозможности достижения зна­чимых для личности целей. Развитие их протекает по следую­щей схеме:

1)      наличие интенсивной потребности, значимой цели;

2)      блокировка их удовлетворения (ограниченность собственных возможностей или внешние преграды);

3)      отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном негативном состоянии — фрустрации.

Наиболее специфичны фрустрации именно для управленче­ской деятельности, которая сочетает в себе множество значи­мых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных пре­град и ограничений на пути их реализации. Существуют две ос­новные формы реагирования личности на фрустрацию — поня­тия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.

Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют по­вышению такой устойчивости.

1.        Формирование деятельностных способов преодоления
фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоплению фрустрационного опыта.

2.      Средства психологической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчивость руководителя в его деятельности представлены в их интегративном проявлении. Они помогают формированию такого качества руководителя, как «умение держать удар».

 Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.

Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опас­ные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризует­ся как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наобо­рот.

Одни и те же объективные ситуации находят разный резо­нанс (субъективный отклик), величиной которого определяет­ся общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гипер­эмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и от­ношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышен­ная эмоциональная резистентность. При увеличении управлен­ческого стажа и профессиональной компетентности резистент­ность возрастает.

Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, кри­тические ситуации — мощный источник для развития такой ка­тегории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:

1) высокой сложностью деятельности, субъективной труд­ностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизио­логической ценой, которую надо платить за их реализацию.

2)       присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
являющихся причинами развития утомления;

3)      ответственностью, пронизывающей всю деятельность
руководителя;

4)      полифокусностью деятельности, являющейся сильным
фактором развития утомления;

5)      ненормированным рабочим днем.

Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регу­ляцию деятельности руководителя, но они проявляются и во­вне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимо­действия, как средство информации о своих мыслях, позици­ях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное пове­дение.

Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за
экспрессивными проявлениями своих волевых и эмоциональных состояний.

2.     Владение средствами экспрессивного воздействия на подчиненных (имидж волевого, обаятельного руководителя).

3.     Использование экспрессивных средств как канал информации о подчиненных. Это — диагностическое умение, которое складывается из точности межличностной перцепции, экспрессивной сензитивности и психологической проницательности.