Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
Глава 22

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний

Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и ком­муникативными процессами, она включает в себя также эмо­циональные, волевые и мотивационные процессы.

Взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их влия­ние на контроль человека за своими состояниями в ходе дея­тельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуля­ции состояний.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — форма психического отражения, состоящая в непосредственном пере­живании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. По сравне­нию с чувствами эмоции являются более простой формой оце­ночного, субъективного отношения к действительности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высокой стабильностью, сложностью и осознанностью; они менее «привязаны» к ситуации и в большей степени характеризуют личность и ее мотивы. Сход­ство между эмоциями и чувствами в том, что они выступают двумя формами личностного отношения человека к себе само­му и к окружающей действительности.

Чувства и эмоции выполняют две основные функции — сиг­нальную и регулирующую. Выделяют две их основные группы: положительные и отрицательные. Первые обозначают как сте-нические (усиливающие психические возможности человека), вторые — как астенические (негативно влияющие на состоя­ние и деятельность). Существует также обширная сфера амби­валентных (двойственных) чувств и эмоций, характеризую­щихся сочетанием отрицательных и положительных отноше­ний к одному и тому же предмету.

Эмоциональные процессы состоят из определенных фаз, первая из которых — нарастание эмоционального напряжения, затем следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для чувств нехарактерен параметр фазовости, так как они являются стабильными формами отношений. Выделяют интеллектуаль­ные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis — дело, занятие).

Эмоции классифицируются по степени их интенсивности. При минимальной выраженности они выступают как окраска какого-либо психического процесса — в форме эмоционального фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они приобретают форму эмоционального переживания, а в предельно выражен­ном виде — форму аффекта. Стрессовые состояния и настрое­ния тоже считаются основными формами эмоциональных отно­шений.

Воля как психический процесс определяется в качестве соз­нательной регуляции человеком своего поведения и деятельно­сти. Она обеспечивает преодоление трудностей при достиже­нии целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые свой­ства личности.
Структура волевого акта включает в себя три основных этапа: 1) осознание человеком цели и желание ее достичь; 2) «борьба мотивов», связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при этом трудностей.

Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанно­го с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Во­левое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним помехам.

Наиболее значимые волевые процессы — самостоятель­ность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание. Производные от них свойства — дисциплинированность, смелость, стойкость. Тесная взаимо­связь эмоциональных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неразделимы и переживаются человеком в форме психических состояний. Это — вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функциони­рования. Психические состояния изучает специальная область психологии — психология функциональных состояний.

Все основные типы состояний с их закономерностями со­храняются в деятельности руководителя, но и часто проявля­ются в наиболее отчетливой форме. Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, вооду­шевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отри­цательные, амбивалентные), по характеру воздействия на дея­тельность (позитивные и негативные).

Структура любого состояния состоит из двух компонентов: содержательного и динамического. На эффективность выпол­нения деятельности большое влияние оказывает как содержа­ние состояний, так и его интенсивность. Энергетический фон, сопровождающий выполнение деятельности, обозначают по­нятием уровня активации. Он меняется в широком диапазоне значений, для обозначения которого в психологии использует­ся понятие «континуум активации» или «шкала уровней бодрствования». Следующие состояния рассматриваются в качест­ве таких уровней: кома, глубокий сон, быстрый сон, поверхно­стный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.

Эффективность деятельности руководителя зависит от уров­ня активации: она снижается на слишком высоком и слишком низком уровнях. Впервые эту зависимость обнаружили амери­канские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Называется она «закон Йеркса — Додсона», или закон «оптимума активации». Сущест­вует также связь между степенью деструктивного (негативного) влияния психических состояний и сложностью процессов, на ко­торые оказывается это влияние. Например, под действием утом­ления или стресса сначала снижаются интеллектуальные функ­ции, а затем, и в значительно меньшей мере, более простые — моторные, исполнительские.

В управленческой деятельности мощная группа эмоцио-генных факторов связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализа­ции в сочетании с ответственностью за ее результаты образу­ют постоянный симптомокомплекс характеристик управлен­ческой деятельности. Именно такая деятельность требует по­стоянного включения волевых процессов. В психологии управленческой деятельности выделяют круг наиболее ти­пичных аспектов эмоционально-волевой регуляции, наиболее значимых для ее организации. Это — проблемы стресса, фру­страции, феномен «готовности к экстренным действиям», по­нятие эмоциональной резистенции руководителя, особенно­сти когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.