Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Существуют два подхода к организации функции мотивиро­вания: комплексно-методический и адаптационно-организа­ционный.

Первый состоит из четырех основных групп методов, на­правленных на усиление мотивационного потенциала работы:

1) экономические методы;

2) целевой метод;

3)      метод проектирования и перепроектирования работ (обогащения труда);

 4) «партисипативный метод» (метод вовлечения работни­ков).

Экономические методы основаны на системе основопола­гающих принципов организации материального вознагражде­ния за работу. Они сформулированы Д. Синком:

1)      коммуникация и согласие между исполнителями и руководством по поводу общих правил организации системы стимулирования;

2)  справедливая оценка работы;

3)      поощрение связано с результативностью;

4)      создание атмосферы сотрудничества, а не конкуренции;

5)      гарантия работы и др.

Существуют еще три общих «экономических правила» мотивирования:

1. Размер премии — не менее 30% зарплаты.

2.      Резкое возрастание эффективности экономических методов при сочетании их с социально-психологическими. Например, вручение премии публично.

3.      Избежание ошибок «далеких материальных выгод» (отчисления в пенсионный фонд не окажут влияния на текущую мотивацию).

Целевой метод основывается на двух важных психологиче­ских закономерностях.

1. Придание целям четкой формы, что приводит к повышению мотивации. Наличие субъективно принятой цели в психологии считается важным и самостоятельным мотиватором поведения. Такая цель обозначается понятием «квазипотребность».

2.      Трудные цели обладают большей мотивирующей силой, чем легко достижимые. Психологически это объясняется тем, что трудная цель повышает самооценку человеком своих возможностей и собственной значимости.

Руководство формулирует перед исполнителями цели, обла­дающие рядом следующих характеристик:
1) измеримость целей;

2)   обозначение результатов работы;

3)      точные сроки;

4)  концентрация внимания на возможности роста производительности труда;

5)      потенциальные стимулы для исполнителей;

6)  поддержка организации;

7)      контроль;

8)      лица, ответственные за цели;

9)      оценка, ясность результатов достижения цели и др.

Метод проектирования и перепроектирования работ (обогащения труда). Цель проектирования и перепроектирования состоит в повышении мотивации путем ее совершенствования. Перепроектирование позитивно меняет отношение человека к своей работе, повышает мотивацию и эффективность труда. Главное правило — привлечение работника к планированию работы. В основе данного метода лежат психологические зако­номерности «расширения» (обогащения) труда. Содержание и организация работы изменяются так, чтобы включить в нее полный набор факторов гигиены и особенно факторов-мотиваторов. Основные черты богатой в мотивационном отношении работы:

1)      ответственность за результаты;

2)      достижения: уверенность работника в том, что он выполняет важную работу;

3)      контроль над ресурсами;

4)      обратная связь: информация о результатах работы;

5)      возможность профессионального роста;

6)      контроль работника над условиями труда.

Согласно другому варианту обогащения концепции Д. Хакмэна и Г. Олдхэма высококвалифицированным можно считать лишь тот труд, который обладает следующими особенностями: разнообразием, законченностью, значимостью, самостоятель­ностью, психологическим комфортом, возможностью личного и профессионального роста, отсутствием антимотиваторов.
Метод вовлечения работников — приобщение работников к процессу организации труда и управления им. Исполнитель из пассивного объекта управленческих воздействий превращает­ся в активного участника — субъекта управления. Раскрепоща­ется творческая активность, инициативность, повышаются от­ветственность и мотивация. Это явление называется в психоло­гии феноменом «размораживания потенциала субъекта труда». Пример эффективности этого метода — лидирующее положе­ние японского менеджмента, использующего данный подход в качестве общей идеологии.

Требуется соблюдение следующих условий:

1)      право голоса у работника при решении проблем;

2)  поиск согласия;

3)      использование индивидуальной и коллективной мудрости;

4)  совместное принятие решения;

5)      делегирование прав;

6)      выявление проблем и определение действий;

7)      создание надлежащих условий и установки;

8)  механизм для улучшения сотрудничества.
Адаптационно-организационный    подход    к    реализации

функции мотивирования может быть отделен от рассмотренного выше лишь условно, так как использует во многом те же методы и принципы создания мотивации. Его специфика лишь в том, что система мотивирующих воздействий распределяется по основным фазам трудовой деятельности — от приема на работу и профессиональной адаптации до завершения карьеры.

Все рассмотренные аспекты, методы и формы реализации функции мотивирования составляют именно основу, а не все ее содержание. Она реализуется, хоть и косвенно, в ходе всех дру­гих управленческих функций.