На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ


Иногда идее посвящается и отдается вся жизнь, какой бы странной эта идея ни была. Есть люди, которые стремятся к необычным рекордам: отрастить самые длинные на свете волосы или ногти, как можно больше раз проткнуть себя шпагой, сделать на себе как можно больше татуировок, сьесть как можно больше килограмм металлической стружки, или стать самым тяжелым в мире. Все великие завоеватели истории жили под гипнозом идеи – идеи большого завоевания. Все люди, которые добились чего‑либо чрезвычайного ценой многолетних усилий, тоже жили под гипнозом идеи. Почему тренируется спортсмен‑профессионал, если он хочет поставить рекорд и пока не выдохся? Только ли ради денег? Нет, он живет под гипнозом идеи – идеи рекорда. Чувство, которое он испытывает на всякой успешной тренировке – интерес, или даже ВОСТОРГ ИНТЕРЕСА.
Интерес – эта нить, с помощью которой идея привязывает нас к себе.
1) Пора за работу
Обычная фраза бездарного политика, развалившего страну: "Теперь пора браться за работу". Эта фраза может служить даже индикатором политической бездарности. Эти слова произносятся обычно после длительного периода неудач, когда все прошлые идеи оказались несостоятельны, все попытки – бесплодны, все козлы отпущения найдены. То есть, когда некоторая неверная идея ГИПНОТИЗИРОВАВШАЯ данного политика, полностью дискредитировала себя, зато на горизонте забрезжила новая, столь же неверная, но зато ИНТЕРЕСНАЯ. "Нам не удалось построить коммунизм, увы! Теперь будем строить развитой социализм – вот теперь пора браться за работу." Несколько лет спустя: "Не удалось построить развитой социализм, увы! Теперь будем строить социализм с человеческим лицом – вот теперь‑то и пора браться за работу." Новая идея постепенно разворачивает весь государсьвенный корабль из одного неверного направления в другое.
Грамотный политик берется за работу с самого начала.
2) Не рисуй себе смерть
Если у человека неудачно сложилась жизнь, он более склонен действовать под влиянием случайной идеи – той, которая сулит ему хотя бы маленькое счастье. И ради синицы в руке отказывается от журавля в небе. Так некрасивая девушка ПОД ГИПНОЗОМ НЕУДАЧИ выходит замуж за алкоголика и сразу же убеждается, что гораздо лучше было не выходить вообще. Так человек с призванием поэта после многих неудачных попыток опубликовать свои стихи смиряется со своей возможной бездарностью, бросает писать и начинает работать штукатуром или водопроводчиком.
Талантливый химик или юрист теряют квалификацию, не найдя себя или разуверившись в себе, и занимаются мелкой спекуляцией на рынке и только потому, что однажды им предоставилась такая возможность заработать деньги. ПОД ГИПНОЗОМ НЕУДАЧ мы можем протянуть руку кому попало, заняться не своим делом, потерять себя.
Многие из таких решений – решения навсегда. Возможно, что на один пробившийся талант приходятся сотни или тысячи сломаных. Обычно говорят: "если талантлив, то пробьется" – но это мнение основано на наблюдении характеров действительно пробившихся талантов – людей, сумевших реализовать себя несмотря ни на что.
Такие характеры действительно сильны и закалены трудностями. А тех, кто сломлен, не замечают. МНОГИЕ ЛУЧШЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РОЖДАЮТСЯ И ЖИВУТ ВХОЛОСТУЮ. Это одна из худших бед – если бы не это, развитие цивилизации и культуры ускорилось бы во много раз.
Однажды мне попались на глаза переписанное от руки стихотворение неизвестного поэта. Первая строка его была такой: "нарисуй себе смерть".
Стихотворение о самоубийстве. Я помню еще одну строку: "и брызнут по кафелю алые звезды". Больше ничего. Тот человек был не из тех, которые пробиваются.
Он учился в педагогическом, а печатать свои стихи даже не собирался. Скорее всего он спокойно и тихо проживет свою жизнь, как‑нибудь и где‑нибудь, а потомкам останутся от него лишь две случайно уцелевших строки – или ничего не останется. Я обращаюсь к слабому, хотя это и бесполезно: не рисуй себе смерть.