На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА


Вы попадаете в лабиринт в двух случаях: если вам что‑то нужно от организации, и если организация чего‑то требует от вас. Если же органицация вас о чем‑то просит (обычно ей нужны ваши деньги, которых вы можете и не дать), она ведет себя совершенно иначе. Но нас интересует именно случаи моральной болезни, поэтому последний вариант мы не рассматриваем.

В 1967 году было обнаружено новое, но впрочем, вполне естественное психологическое явление, которое назвали выученной беспомощностью. Собаку закрепляли в станке и били током, так что она не могла избежать боли. Когда собака хорошо научилась быть беспомощной, ее выпускали из станка. Теперь, чтобы избежать удара током, ей нужно было всего лишь выпрыгнуть из ящика – нет ничего проще. Но собака не убегала – она ложилась на пол и беспомощно сносила боль, которой запросто могла бы избежать. Те же результаты получили и для других животных. Но у человека беспомощность формировалась с большим трудом.
Например, если кто‑то мог выключить визжащий звук поворотом рычага, то он это и делал даже после обучения беспомощности – хотя делал заметно хуже.
На самом деле, человек, который в отличие от собаки, способен мыслить, должен искренне верить в то, что он не сможет повернуть рычаг, причем рычаг здесь же под рукой и никто и ничто не мешает его поворачивать. Такого поведения действительно сложно добиться. Но давайте отойдем от голого эксперимента и оглянемся вокруг. Мы сразу увидим несколько областей человеческой жизни, в которых выученная беспомощность проявляется очень ярко.
Во‑первых, следует отметить просто ужасающие степени отупения, до которых порой доходит в старших и средних классах смышленый, вроде бы, первоклассник.
Если с самого начала, в течение многих лет, он учится тому, что не может выполнить заданий, предложенных учителем, то со временем он будет научаться все большей и большей неспособности. В каждом классе есть несколько таких привычных тупиц, а иногда их больше половины. Интересно, что они могут неплохо разбираться в делах, не связанных со школой, и проявлять достаточную смекалку.
Во‑вторых, это люди испытывающие затруднения в общении, – те, которые в свое время получили болезненный опыт, сравнимый с болью собаки в станке.
В‑третьих, это большинство тех, кто живет и выживает при тоталитарных диктаторских режимах.
В‑четвертых, это люди, которые сталкиваются с организацией.
Человек научен не только проигрывать в споре с организацией, человек научен вообще не начинать этот спор, как заведомо бесполезный. Человек приучен подчиняться воле организации пригнувшись и тихо скуля – как собака, которую снова и снова бьют электричеством. На это направлена каждая мелочь – даже окошки в киосках и справочных делают на такой высоте, чтобы человек всякий раз унижено изгибал спину. Человек против организации всегда проигрывает, так он научен. Можно возразить, что, мол, в приличных странах человек может подать в суд на организацию и выиграть. Но в этом случае он просто прибегает к помощи более сильной организации – государства, которая побеждает менее сильную.
Сам же человек бессилен.
Все мучения и унижения, которые претерпевает человек, сталкивающийся с организацией, направлены на то, чтобы он ощутил свою беспомощность в сравнении с нею, как можно лучше обучился этой беспомощности и, таким образом, научился подчиняться. В идеале это позволяет организации не общаться с человеком, а обращаться с ним, как с вещью, лишенной воли.
Это знают начальники, тыкающие подчиненным или орущие на них. Это знает милиционер или полицейский, унижающий подозреваемого, чтобы он вернее сознался.
Это знает каждый вояка, издевавшийся над новобранцами. И для этого строятся лабиринты.
Есть и вторая функция лабиринта: увеличивать трудность действия. Это действительно полезно в некоторых случаях. Например, многие люди не разводятся только потому, что для этого им потребуется пройти лабиринт. Многие люди не идут вообще на контакт с организацией по этой причине. Таким образом организация отсеивает случайных людей и значительно облегчает себе труд.