На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

5.8. ИДЕЯ КАК БОГ


Что все‑таки может дать человеку беззаветное служение идее? Ведь фанатик, несмотря на ущербность, однобокость и выжженность своей жизни, часто ощущает себя счастливым и если бы ему позволили начать жизнь сначала, пошел бы тем же путем. Урвать от идеи он ничего не может, напротив, он должен отдать ей самого себя и всего себя. И чем сильнее от отдается, тем более счастлив. Здесь мы видим аналогию с половой любовью или любовью к богу.
С того момента, когда ценность идеи стала выше ценности собственной жизни, фанатик ОБРЕТАЕТ УВЕРЕННОСТЬ И СИЛУ, СЛИВ СВОЮ ЖИЗНЬ С ТЕМ, ЧТО ЕЕ ПРЕВОСХОДИТ.
Он обретает спокойствие, сродни спокойствию ребенка, который играет и знает, что мать рядом. Даже если любимая мать наказывает, ребенок в глубине души знает что она права и старается для его блага. Так же воспринимает жизненные трудности и несчастья фанатик – как специально сработанные для его блага: ушла жена, тем лучше, не будет отвлекать от размышлений; попал под трамвай и потерял ногу, тем лучше, я приобрел стойкость и научился терпеть боль; скоро умру, тем лучше, можно подвести итоги и серьезно заняться тем, что никогда не успевал сделать.
Сила, которую он черпает в верности идее, позволяет ему не тратить сил на самозащиту. Вообще, любая защита от трудностей означала бы, что он недостаточно верен идее. Он отдаляется от мелких житейских невзгод и, если и замечает их иногда, то смотрит как сквозь мутное стекло. Естественно, что он не делает тех маленьких ежедневных рутинных вещей, которыми полна жизнь; «текучка» течет мимо него. Он может не стоять в очереди, не здороваться, не искать где подешевле, не зарабатывать себе на жизнь, не заботиться о своем здоровье, не воспитывать своих детей, не поддерживать в беде и пр. Все это он перекладывает на плечи других.
И в этом смысле ему живется легче.
Идея, как и бог, предлагает своему рабу бессмертие – если он будет служить достаточно искренне и плодотворно. Фанатик после физической смерти остается существовать в виде слепка идей – в памяти других, в соедеянном, в оставленных следах, в том шаге, который идея сделала с его помощью. Физически он не существует, но идеи вылупились из него, как из яйца, и продолжили развитие в других людях, но ведь идеи – это и есть единственная его ценность. Поэтому фанатик может умирать без сожаления. Еще одна причина легкой смерти: он не любит этот мир, он не приспособлен к нему, он не от мира сего, а скорее от мира идей – вот он и уходит туда, как к себе домой, почти не страдая при расставании.

Примечание напоследок:
Фанатоид – это состояние, к которому, возможно, стремится любая идея. У меня было довольно сильное побуждение пропустить в этой фразе слово "возможно", то есть, даже эта идея стремилась стать фанатоидом.