На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

4.7. ЛЕЧЕНИЕ


Под стыдливостью здесь понимается не застенчивость и не склонность испытывать стыд по любому поводу, а то, что личность стыдится своих недостатков и худших черт. Примитив же, напротив, постоянно выставляет напоказ худшее, что в нем есть. Он может (в худшем случае) драться, валяться пьяным, орать матом на всю улицу. В лучшем случае получается примерно так: одна кандидатка в депутаты объявила, что если ее изберут, то она снимется в голом виде для "Плейбоя". Если вы думаете, что в этом случае она выставляет напоказ не худшее, а лучшее, из того что имеет, то вы ошибаетесь. Лучшее она только обещает продемонстрировать, а уровень своей нравственности она уже показала. Именно нравственный примитивизм есть ее самая неприятная черта.
Напомню один из самых достойных образов женщины в русской литературе
(Татьяна Ларина):
Тиха, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
казалась девочкой чужой

– довольно "несовременно", не правда ли?

и ее антипод:
кругла лицом она
как эта глупая луна
на этом глупом небосводе

Эта круглолицость перекликается с окатостью задов из примера 33

Итак, примитив самодоволен, неуважителен и не стыдится худших своих черт.
Хотя, конечно же, не во всяком примитиве сочетаются все перечисленные качества.
Существует целая гамма примитивизма. Различные тона этой гаммы мы ежедневно видим вокруг себя.
а) скандальность – умение стыдиться
Если вы помните, героиня Б. Шоу Элиза Дулитл перестала вести себя, как примитив после того, как у нее появилось что ценить.
Одно из лекарств против примитивизма – ценность. Возможно, оно поможет не каждому, но ведь и аспирин не каждому помогает. Работая в школе, я заметил интересную и очень простую закономерность: те дети, которые занимались в музыкальной школе, практически все хорошо учились, лучше себя вели, а черты примитива, перечисленные выше, встречались среди них чрезвычайно редко и, если встречались, были выражены слабее. Такие дети были лучше других, независимо от того, любили ли они музыку и преуспевали ли в ней. Даже если они ненавидели музыку, музыка не позволяла им стать примитивами. В их жизни была ЦЕННОСТЬ, не всегда действительная, часто просто навязанная родителями, но она была.
В одном детективном фильме медсестра делала уколы старушкам. Она колола то лекарство, от которого старушки постепенно умирали. Потом освободившиеся квартиры продавали – такой вот бизнесс. Но вот одна из старушек стала хвалить медсестру за заботливость, за умение или еще за что‑то – то есть, хвалить своего палача. Как только медсестра ПОЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ХОРОШЕЙ, она отказалась от своей роли и ее быстренько убили, заменив другой. Интересный момент: эту женщину убили благодарностью.
Другой пример: пробивная телеведущая, которая привыкла ко всему, склонна резать правду‑матку (в ее преувеличенном варианте), никого не боится и пр, разговаривла с молодым человеком, который недавно вышел из тюрьмы. Оба ничуть не склонны к сантиментам. Но вот, как‑то случайно, молодой человек сказал, что они в тюрьме смотрели передачу и рассказал, как им нравилось… И вот чудо! – ведущая смутилась и это явно отразилось в интонации ее голоса. Расказчик заметил это и смутился тоже. Они промялили несколько фраз, прежде чем вполне овладели чувствами. И эти оба смутились именно тогда, когда ощутили себя ХОРОШИМИ.
Для того, чтобы человек стал способен к стыду, он должен чувствовать себя хорошим, должен ощущать СОБСТВЕННУЮ БЕЗУСЛОВНУЮ ЦЕННОСТЬ.
На этом же основано простое правило воспитания: не нужно говорить ребенку, что он плохой, потому что поступил плохо; лучше внушить ему, что он все равно хороший. Тогда ему станет стыдно и он не захочет повторить плохой поступок.
б) унижение человека – уважение к человеку
Для того, чтобы человек стал ценить другого, он, как минимум, должен научиться ценить себя. И здесь то же самое лекарство от примитивизма – ценность.
в) самодовольство – неудовлетворенность достигнутым.
Другой вопрос, каким образом дать человеку эту ценность, если он ее не имеет и не хочет иметь. Примитив ни к чему не стремится, и менее всего он стремится к тому, что потребует от него усилий.
Однако, примитив может стать фанатиком. Став им, он преображается. Он становится способен к труду и упорству, к напряжению, которое, может показаться, превышает все человеческие силы, способен к самообразованию и совершенствованию тех способностей, которые позволяют ему служить идее. Став фанатиком, он начинает развиваться и, таким образом, излечивается от примитивизма. Значит ЕГО БОЛЕЗНЬ В ПРИНЦИПЕ ИЗЛЕЧИМА.
Большинство фанатиков коммунизма, национализма, вегетарианства, а так же религиозных фанатиков вышли из примитивов. Примитив превращается в фанатика тогда, когда он заражается идеей. Возможны два способа заражения: заражение толпы и заражение личности.

ПРИМЕР 34. Цитата Г. Лебон, «Психология масс»

Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентирование чувств в известном направлении. Как бы ни была нейтральна толпа, она все‑таки находится чаще всего в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Первое формулированное внушение тотчас же передается вследствие заразительности всем умам…

Примитив может подхватить идею в церкви, на митинге, на войне, во время паники, забастовки, во время большого празднетства. Обычно массовые идеи – это фанатоиды (см главу 5), они не излечивают, а лишь изменяют болезнь.
Случаи личного заражения гораздо более малочислены.
Личность, так же как и фанатик, есть, говоря образно, "человек, освещенный идеей". Но если фанатик в своем служении идее становится все более и более ограничен, то личность, наоборот – безгранична. Идея фанатика воздвигает запреты, идея личности – освобождает. Фанатик развивается в сторону все большей нетерпимости, личность – в сторону все большей толерантности и принятия чужого мнения. Фанатик путем заражения создает толпу одинаковых фанатиков, подобных себе, личность – создает отдельные личности, каждая из которых уникальна.
И личность, и фанатик заражают идеей, которой увлечены сами. Они горят и «зажигают» других. Поэтому лекарством от примитивизма будет ОБЩЕНИЕ С ЛИЧНОСТЬЮ.
Вот вам и критерий отбора в педвузы и в педучилища: кандидат на работу с детьми обязан быть личностью. Можно возразить, что сложно определить, господин NN – личность или не личность. Зато можно очень точно узнать, изучал ли он педагогику. Это напоминает известный анекдот о человеке, который потерял часы на темной улице, а искал их в другом месте, у фонаря – потому что у фонаря светлее.
Но личность невозможно не заметить, невозможно спутать с не‑личностью.
Личность «светится» и освещает других. Достаточно откровенно поговорить с человеком, чтобы понять кто он есть.