На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Интерес – это далеко не безобидная вещь, это "присоска", которой идея прочно прикрепляется к человеку. Интерес может причинять как вред, так и пользу. Сейчас нас интересуют вредные свойства интереса.
Есть две формы интереса: испытательный (хочется попробовать) и поисковый (хочется узнать). Когда подросток впервые пробует наркотик, ему интересно ПОПРОБОВАТЬ. Когда старуха всю ночь не спит, подслушивая о чем говорят соседи за тонкой стенкой, – ей интересно УЗНАТЬ. Испытательный и поисковый интерес так сильно отличаются друг от друга, что даже непонятно, почему во всех языках они называются одним и тем же словом.
Решать кроссворды, искать ответы на бесполезные вопросы или совать нос не с свое дело нас заставляет поисковый интерес – этим его «вредность» практически исчерпывается.
ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРЕС – ЭТО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ИСПЫТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРИБЛИЗИВШИСЬ К ИДЕЕ.
Идея не заразила его, но уже привлекает, заставляет стремиться к себе, заставляет искать. Мы не знаем ничего подобного этому в области телесных или психических болезней. Идея меняет психику человека не только заражая его, но уже просто приблизившись. Мы ощущаем близость ответа (т е. новой идеи) также легко и отчетливо, как кошка ощущает близость стакана с молоком. Кошка ощущает запах, мы – поисковый интерес. Любой более или менее умный человек знает чувство близости решения. Знает и смутное ощущение того, что "здесь что‑то не так" – чувство того, что в стене есть дверь, пока что невидимая, но способная открыться и повести в завораживающую неизвестность. Это чувство приятно; для того, чтобы переживать его, человечество изобрело загадки, детективы и брейн‑ринг.
Поисковый интерес начинается с проблемы заканчивается решением проблемы – то есть, появлением новой ИДЕИ. Испытательный не имеет отношения к проблемам: он заставляет проверить или испытать новую идею.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – ЭТО СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УЖЕ ЗАРАЖЕННОГО ИДЕЕЙ.
Испытательный интерес заставляет испробовать новую идею во всех вариантах и ситуациях. Но эти пробы не всегда безвредны. Они могут быть неэтичны, опасны, антисоциальны или преступны. Приведу пример неэтичного поведения.

ПРИМЕР 21. Чтобы перепробовать страсть

Она была у меня первой женщиной, а я был у нее первым мужчиной. Она часто повторяла, как она сильно меня любит и я тоже самое повторял, но не любил ее ни капельки. Я относился к ней так же, как к любой встречной – не было ни малейших чувств. Как выяснилось позже, у нее были. Я изо всех сил старался разжечь ее страсть, но с единственной целью: чтобы перепробовать страсть во всех ее разновидностях и хорошенько всему научиться. Это было захватывающе. Я специально придумывал, к чему бы ее еще склонить и потом склонял. Если описать, что мы тогда пережили, получился бы настоящий роман. Кино тоже можно снять.
Перед тем, как она стала моей, я ее долго и очень неумело добивался, мне казалось, что я влюблен, но потом вся любовь прошла, как отрезало. Говорю, я просто хотел испробовать все варианты страсти. Это было так интересно, как играть в казино. Идея была совершенно сознательна и ни капли меня не смущала.
А даже если бы и смущала, я бы не мог иначе. Помнится, я даже рассуждал, что если она немножко за мной побегает и помучится, то ее не убудет, а вот если я в свои шестнадцать, или то‑то вроде этого, лет не буду уметь хорошо обращаться с девушками, то это может сделать несчастной всю мою последующую судьбу. Поэтому из двух зол я должен выбирать меньшее. Я так и делал, обманывая ее изо всех сил. Когда я научился вроде бы всему, мне стало скучно, я сделал так, чтобы она меня оставила и еще осталась при этом виноватой.
А еще, чуть не забыл, я помню, с чего все это началось. Когда она меня поцеловала в первый раз, я был просто ошарашен тем, что все это так просто. Я еще пару дней ходил и повторял про себя "так просто, так просто". Мне казалось, что я понял гигантскую истину. С того и началось. Ей нельзя было делать это так просто.

Испытательный интерес гораздо опаснее поискового – он заставляет не искать, а действовать – и действия эти часто совершенно нелогичны, странны, и бесполезны. Иногда они преступны или разрушительны. Мы понимаем новую (или подзабытую старую) идею и она заставляет нас испытать ее. Она должна врасти, встроиться в наш опыт, и одного понимания для этого мало. Понять – не значит познать. Нужны испытательные действия. Действия эти этически неопределены, то есть, новая идея может толкать как к хорошему, так и к плохому.
Есть три основных пути, по которым к нам приходят идеи:
а) мы понимаем что‑то новое, решив проблему;
б) мы можем неожиданно наткнуться на идею;
в) идея может возникнуть случайно, в результате мутации.
Рассмотрим в отдельности каждый из этих случаев.
а) Зло, как результат решения проблемы.
Наука уже давно стала силой, способной вызвать процессы глобального масштаба. Внезапное теоретическое подтверждение безумной гипотезы вызывает непреодолимое желание ее проверить. Это желание может оказаться даже сильнее потребности самосохранения.
Почему были сброшены первые атомные бомбы? – есть еще одна причина, кроме тех, которые обычно перечисляют энциклопедии и учебники истории – это испытательный интерес. Физики и политики, создавшие бомбу, десятилетиями шли к этому супероружию, и наконец, добились результатов. Нужно иметь нечеловечески твердые моральные принципы, чтобы в такой ситуации не испробовать созданное.
Когда человек взрывал первый ядерный заряд, он имел теорию процесса, но ведь теория могла оказаться и неверной. Ядерный взрыв мог оказаться каким угодно: он мог бы уничтожить половину планеты, а своих создателей – тем более.
И все‑таки люди пошли на это, движимые потребностью воплотить идею. А сколько новых великих открытий будет дарить нам наука? И всегда ли удача будет сопутствовать нам?
ЕСЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИДЕИ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВОЗМОЖНЫМ, ТО ОНА РАНО ИЛИ ПОЗДНО БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНА, КАКИМИ БЫ КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЭТО НИ ГРОЗИЛО.
Но проблемы существуют не только в науке. Всем нам приходится сталкиваться с бытовыми или семейными проблемами. Наше решение таких проблем не всегда правильно, но найдя "решение", мы сразу же попадаем под влияние новой идеи и действуем в соответствии с ней. Особенно драматической будет ситуация, если человек находится в безвыходном положении или считает свое положение безвыходным. Например, женщина живет с нелюбимым супругом и не может его бросить. Или кто‑либо получил возможность вас шантажировать и стал регулярно пользоваться этой возможностью. Или в течение года вам нужно отдать большой долг, а денег нет и не будет. Или сосед по лестничной клетке ради развлечения натравливает на вас собаку. Обобщая, скажем: происходит что‑то такое, чего вы уже не можете терпеть, но от чего не можете избавиться.
Жизнь человека, попавшего в безвыходное состояние, продолжает катиться по инерции, постепенно замедляясь. Он выполняет привычные обязанности, но уже не как человек, а как автомат. Ему становится все тяжелее и тяжелее. Если он ясно осознает безвыходность, то время от времени с ним случаются приступы тихого, буйного или «свинцового» отчаяния. Наконец, он может найти "решение", которое на самом деле решением не является. Таким решением может оказаться преступление, например, убийство или самоубийство.
Вначале решение является в виде условной гипотезы: как хорошо было бы, если б он умер… Потом оно оформляется в смутные мечты: его собьет автомобиль или он заболеет и умрет… И, наконец, решающая стадия: а почему бы и нет? С этого момента несчастный попадает под гипноз собственной идеи и часто живет в этом состоянии очень долго. Идея глядит на него как удав. Такие преступления могут планироваться годами и подумываться до мельчайших деталей. Похожая ситуация описана в романе Набокова "Король, дама, валет". Многие сочинители детективов паразитируют на этом сюжете.
б) Зло, как результат встречи с идеей
Новый мат, услышанный по телевизору, мгновенно заражает детей определеного возраста. Новая форма агрессии, особенно успешной агрессии, увиденная на улице или в фильме быстро поражает наблагополучного подростка и путем заражения передается его друзьям и знакомым. Все новое, что творит идол, герой или любимая поп‑звезда становится объектом подражания.

ПРИМЕР 22. (Цитата) Хекхаузен. «Мотивация и деятельность»

Детям показывали фильм, герой которого проявлял вербальную агрессию необычным для них образом. Далее он в одном случае наказывался, в другом – вознаграждался, в третьем – его поведение не вызывало никакой реакции. После этого детей ставили в ситуацию, предоставляющую возможность воспроизвести наблюдавшееся ими поведение. В тех случаях, когда кинообразец поощрялся, подражание имело место чаще, чем тогда, когда он наказывался. Затем увиденное в фильме поведение детям предложили воспроизвести возможно более точно и обещали наградить их за это. И дети, которые перед этим воздерживались от повторения агрессивного поведения образца по собственному почину (по‑видимому, в силу преобладающего торможения агрессивности), на этот раз получили максимальные показатели, что может служить признаком достаточной усвоенности и включенности в репертуар потенциальных действий данной формы поведения.

То есть, новую форму агрессии ОСВАИВАЕТ КАЖДЫЙ. Вирус поражает нас сразу, после первого же информационного контакта.
И немного статистики:
Самоубийство – чисто человеческое действие, распространено у всех народов и во все времена. В США – 1,5 процента от общего чиста смертей – самоубийства: ежегодно 30000 человек. Это превышает количество убийств. Мужчины совершают 80 процентов самоубийств, зато женщины пытаются покончить собой в несколько раз чаще, чем мужчины. Вопреки распространенному мнению, только от 15 до 25 процентов тех, кто покончил с собой, оставляют записки. А теперь еще одна цифра: в США, например, каждое сообщение о самоубийствах в средствах массовой информации вызывает в среднем 58 новых самоубийств, что объясняется заражением идеей поступка. То есть, каждое такое сообщение убивает 58 человек (Р. Чалдини). Сколько из этих тридцати тысяч могли бы выжить? И сколько других ИДЕЙ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ подбрасывают нам газеты и экраны?
в) Идеи‑мутанты
Сквозь нас постоянно струится поток странных и нежизнеспособных идей, выживает из которых лишь малая доля процента. Прислушайтесь к себе и вы ощутите движение этого потока. Вы ощутите, как абсурдные идеи и желания стаями проплывают сквозь вас. Все это сумасшедшие, нелогичные случайные уродцы, которые сразу же умирают, чуть‑чуть прикоснувшись к нижнему порогу сознания.
Они создают постоянный идейный шум, к которому мы так привыкли, что уже не замечаем. Чтобы этот шум стал слышнее, нужно отвлечься от всяких целей и мыслей и просто смотреть. А после совсем небольшой тренировки можно замечать эти идеи даже не прекращая заниматься каким‑либо делом.

ПРИМЕР 23. По неизвестной причине.

1) Мысль топнуть по луже, чтобы обрызгать рядом идущего, так как он очень берег чистые светлые брюки.
2) Писала ручкой, потекла ампула. Захотелось вымазать кого‑нибудь ей.
3) Ехал в метро. Увидел грязного, замызганного хиппи с изрезанными джинсами и грязными волосами. Захотелось поязвить по этому поводу. Но смолчал.
4) Готовил ужин. Когда приготовил и поел сам, захотелось как‑нибудь его испортить.
5) Дома. Были на кухне я, сестра и мама. Мама сказала что‑то смешное.
Сестра засмеялась. В это время мы пили компот и мне захотелось вылить компот ей в лицо.
6) Два года назад. Днем мы сидели у подруги. Она живет на восьмом этаже и я предложила взять и кинуть кому‑нибудь на голову куриное яйцо. И мы кинули.
7) Пришел ко мне знакомый. Стали мы с ним и болтали в подъезде. Попросили меня вынести воды. Я пошла, набрала воды и выхожу с чашкой и мне захотелось взять и вылить воду на него.
8) Сидели в комнате на диване. У моей сестры длинные волосы, она как раз их распустила, а я как раз вымыла руки и мне захотелось взять и намочить их.
9) Пришла ко мне подружка. Мы с ней посидели, поговорили. Потом она собралась уходить. Проходила мимо меня к зеркалу и мне захотелось поставить ей подножку. Но я не поставила.
10) Увидела банку с помидорами, стоящую на балконе, и захотелось один из них бросить в прохожего.
11) Потому что шел первый в этом году дождь, захотелось свистнуть на всю улицу. Что и произошло в последующие пять минут.
12) Захотелось облить своего брата водой из водяного пистолета (по неизвестной причине).
13) Увидел табличку: "главный врач". Захотелось ее оторвать. Задумался: почему захотелось. И вспомнил: вчера, когда делал ремонт, выкручивал много шурупов, а табличка "главный врач" прикручена такими же. Как только представил поворачивающийся шуруп, так и захотелось оторвать.
14) Давным‑давно, не помню когда. Захотелось бросить банкой с испорченной сметаной в проходящую мимо противную бабульку. Самое интересное, как она на это отреагирует.

В тринадцати из четырнадцати случаев, приведенных выше, возникало желание причинить зло. Желание это вызывалось появлением ИДЕИ, зародившейся, чаще всего, по случайной ассоциации. Такие идеи не обязательно должны быть разумными, серьезными, или хотя бы чуть‑чуть логичными. Они могут быть просто мутировавшими уродцами – как в примере тринадцатом, когда захотелось оторвать табличку "главный врач". (А ведь какой‑нибудь малолетний деликвент действительно бы оторвал – и только потому что вчера выкручивал шуруп; поди‑ка угадай причину поступка!) Назовем эти идеи, по анологии с живыми существами ИДЕЯМИ‑МУТАНТАМИ. Обычно они сразу же отвергаются, как неприемлемые, но иногда воплощаются, как в примерах 6 и 11.
Иногда воплощаются – ведь любая новая идея побуждает к действию.

Действовать под влиянием новой идеи можно двумя способами:
а) можно попытаться воплотить ее и увидеть результат;
б) можно передать ее другому человеку и увидеть его реакцию.
Первый случай объясняет такие соврешенно иррациональные формы человеческого поведения, как хулиганство и стремление к опасности, возможно, к смертельной опасности.
Второй – не менее иррациональнуе дедовщину, бестолковую болтовню, которая может длиться часами, и болезненное «миссионерство» – стремление внедрять в окружающих свои вздорные идейки.